XLVII Международная филологическая научная конференция

К вопросу о вербальной репрезентации профессионального знания в англоязычном искусствоведческом дискурсе

Татьяна Ивановна Петухова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Елизавета Георгиевна Хомякова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2018-03-23
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

профессиональное знание; искусствоведческий дискурс; когнитивно-эмотивный механизм; интенциональность; формат знания

Тезисы

В докладе речь идет о пространстве искусствоведческого дискурса, значимую роль в конструировании которого играет профессиональная деятельность искусствоведа-критика, обусловленная знаниями определенной структуры и особыми прагматическими интенциями. Речемыслительная деятельность человека, актуализируемая в ходе познавательного процесса, направленного на оценку творчества художника в целом и его отдельных произведений в частности, основана на индивидуальных знаниях искусствоведа, которые, с одной стороны, формируются на основе коллективных знаний профессионального сообщества, а, с другой стороны, сами участвуют в формировании когнитивного и социокультурного потенциала нации. Согласно положениям когнитивной лингвистики, языковые значения не только отражают объективный мир, но и репрезентируют определенные структуры знаний, которые формируются в процессе субъективного познания мира индивидом. Основываясь на своих знаниях, искусствовед конструирует особое дискурсивное пространство, используя механизмы перспективизации, распределения внимания, детализации, сравнения и др, которые эксплицируются на языковом уровне и могут быть исследованы в ходе лингвокогнитивного и прагмадискурсивного анализа. Изучение языковой репрезентации профессионального знания представляется наиболее полным при условии рассмотрения проблемы интенциональности, так как это позволит в значительной степени расширить объяснительный потенциал способов организации информации в искусствоведческом дискурсе, который представляет собой, с одной стороны, особый формат знания, а, с другой стороны, пространство, интегрирующее когницию и коммуникацию и обладающее своей спецификой, обусловленной действием особых механизмов формирования смысла, таких как, например, когнитивно-эмотивный механизм эстетической эмпатии.