XLVII Международная филологическая научная конференция

Смысловые трансформации топоса в исторической перспективе. (К проблеме функционирования топики в литературе постриторической эпохи)

Евгений Анатольевич Филонов
Докладчик
научный сотрудник
Российская национальная библиотека

124
2018-03-22
15:50 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

топос; мотив; поэтическая формула; интертекст; историческая поэтика 

Тезисы

В последние десятилетия наметился интерес к изучению «готовых форм» за границами эпохи «рефлексивного традиционализма». В литературоведении прослеживаются два подхода к данной проблеме. С одной стороны, структуралистски ориентированные попытки построения словарей мотивов (где эти единицы рассматриваются «в синхронии» как набор инвариантов). С другой стороны, исследования в рамках исторической поэтики, описывающие конкретные случаи сложного функционирования традиционных loci communes в произведениях писателей-реалистов. В докладе предлагается попытка совместить эти два подхода ― в описании истории топоса, которое отвечало бы двум задачам: во-первых, рассмотреть смысловые трансформации топоса в исторической перспективе; во-вторых, описать его семантические варианты как своего рода набор «словарных значений», появляющихся на разных этапах его жизни. Примером такого описания может стать судьба романтического топоса-формулы «морщины на челе». Появляющаяся в составе портретной характеристики героя в русской поэзии и прозе первой трети XIX века формула получает два устойчивых значения: в элегической традиции ранние морщины ― печать всеуносящего времени; в байронической традиции ― это знак мистического опыта, возвышающего героя над остальными. В постромантической литературе формула продолжает функционировать с некоторыми семантическими модификациями. Первое значение получает дополнительный обертон: морщины ― символ напрасно растраченной жизни (например, у С. Я. Надсона, И. З. Сурикова и др.). Второе значение особым образом преломляется в портретных характеристиках «героя из народа», где морщины оказываются знаком специфического жизненного опыта, недоступного повествователю-интеллигенту и возвышающего этого героя ― не над остальными (как у романтиков), но до остальных.