XLVII Международная филологическая научная конференция

Визуальные коды пьесы А. Введенского "Елка у Ивановых"

Екатерина Сергеевна Шевченко
Докладчик
профессор
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

215-а
2018-03-26
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Введенский; театральность; интермедиальность; иератизм; житийная икона; вертеп; лубок

Тезисы

А. Введенского в мире интересуют три вещи: время, бог и смерть. В «Елке у Ивановых» эти абстрактные категории получают театральное, т.е. зрелищное, воплощение. Театральность, соприкасаясь с иными формами зрелищности, реализуется в пьесе через визуальные коды житийной иконы, вертепа и лубка. Введенский использует средства выразительности, исключающие психологическую трактовку образов. Четвертую стену он превращает в плоскость, на поверхности которой разыгрывается подлинная трагедия. При этом время (историческое, календарное, время суток, время человеческой жизни и т.п.) активно вытесняется пространством и преодолевается остановкой действия через смерть как единственно значимое событие в мире, где бога больше нет. Ремарки выстаиваются Введенским как изображения, требующие активного зрительного восприятия. Те из них, что открывают картины, уподобляются житийным иконам с обрамляющими центральное изображение клеймами. Благодаря этому движения и жесты персонажей наделяются значениями скульптурности, статуарности, иератизма, свойственными древнему изобразительному искусству и живописи. Однако сакральное в том абсурдном мире, который описывает Введенский, бесконтрольно смешивается с профанным. Иератизм открывающих картины ремарок напоминает не только иконопись, но и ранний русский лубок, а появляющийся внутри прозаической ремарки раешный стих усиливает это сходство. Визуальные коды лубка и вертепа ведут к эффекту огрубления и порчи традиционной культуры, выродившейся в  пузыревых, островых, пестровых и няньку-убийцу Шметтерлинг. Таким образом, свойственные древней живописи, иконописи, лубку, вертепу формы выразительности выступают в пьесе Введенского в качестве интермедиальных кодов, определяющих ее специфическую театральность.