XLVII Международная филологическая научная конференция

«Самцы и самки»: семейные конфликты в советской драматургии 1920-х гг.

Наталья Валерьевна Семенова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

215-а
2018-03-26
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

советская драматургия 1920-х гг.; новая семейная политика; В. Ардов; В. Киршон; С. Третьяков; деревенский театр; водевиль

Тезисы

Советская драматургия 1920-х гг. запечатлела пеструю картину семейных отношений, которая сложилась в результате смены бытового уклада, отказа от церковного брака и проведения политики равенства полов. Основными темами пьес этого периода становятся брак и свободные отношения («Фабричная любовь» Н. Григорович, «Ржавчина» В. Киршона), новая обрядность («Октябрины» В. Ардова), расторжение брака и взимание алиментов («Алименты» В. Ардова, «Самцы и самки» И. Ланина, В. Милинской), рождение ребенка («Хочу ребенка» С. Третьякова) и аборты («Аборт» В. Дубковой).
Пьесы, центральными конфликтами в которых являются вопросы пола и брака, неравнозначны по жанру (водевили, комедии, драмы) и по художественному уровню (от экспериментального текста Третьякова до драм для деревенского театра). Однако общей является тенденция к неприятию новой парадигмы семейных отношений. Таким образом, данные тексты 1920-х гг. предвосхитили возврат к традиционным ценностям середины 1930-х гг. (так называемое «Великое отступление» в терминологии Н.С. Тимашева).