XLVII Международная филологическая научная конференция

«Исповедь оправданного грешника» Дж. Хогга: от возвышенного ужаса к жуткому

Ирина Олеговна Маркова
Докладчик
аспирант
Российский государственный гуманитарный университет

2-у
2018-03-20
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Дж. Хогг; жуткое; возвышенное; готический роман; кальвинизм

Тезисы

К двадцатым годам XIX века жанр английского готического романа достиг своего пика: его эстетика возвышенного и свойственные ей художественные приемы репрезентации атмосферы ужаса и тревоги во многом исчерпали себя. В этот период в 1824 году в свет выходит роман шотландского поэта и писателя Дж. Хогга «Исповедь оправданного грешника». Наследуя темам и мотивам готического романа, роман Хогга исполнен в принципиально новой на тот момент для англоязычной литературы ужаса эстетике жуткого. Ключевым приемом, благодаря которому Хоггу удается создать эффект жуткого, становится изменение расположения источника ужаса, перенос его из внешнего мира в область мыслимого. 

Критика фиксируют данный сдвиг в эстетике, однако внимание ее в данном аспекте оказывается сосредоточено в основном на внешней стороне вопроса, формах репрезентации ужаса, а не на его сущности. Тем самым за границей внимания остается более существенная связь романа Хогга с готикой, выраженная в идеях моральной философии XVIII века. Именно эти идеи морального чувства и беневолизма, получившие широкое распространение в работах английских и шотландских философов  (Э. Эшли-Купера, третьего графа Шефтсбери, Ф. Хатчесона, Д. Юма и А. Смита), определили перспективу ужаса сначала в готическом романе, а затем и в романе Хогга.

В докладе будет сделана попытка рассмотреть, при помощи каких художественных приемов Хоггу удается трансформировать выше упомянутые идеи моральной философии из перспективы возвышенного ужаса в перспективу ужаса жуткого.