XLVII Международная филологическая научная конференция

Англичане и американцы глазами друг друга: контакт культур в комической готике

Анастасия Андреевна Липинская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

2-у
2018-03-20
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

готическая новелла, пародия, образ другого

Тезисы

«История с привидениями», или готическая новелла, жанр по преимуществу британский, но ему отдавали должное и некоторые американские авторы, иногда в пародийном ключе, причем переосмыслению подвергались не только особенности жанра, но и сам образ британской культуры, и некоторые тексты были полностью построены на столкновении британского и американского менталитета. Таковы новеллы «Вздорные призраки» Б. Мэтьюза и «Кухарка-призрак из Банглтопа» Дж. К. Бангза. Британские авторы также не остались в стороне от этой темы («Кентервильское привидение» О. Уайльда и «Рассказ американца» А. К. Дойла). Готическая новелла оказалась благоприятной почвой для ироничного разговора о столкновении культур в первую очередь потому, что в ней с необходимостью присутствует образ чужого, другого. Таковы собственно привидения, но в этой роли может оказаться и носитель иной культуры (в «серьезной» готике зачастую обитатель экзотических колоний или уроженец католических стран юга Европы). . Комический характер упомянутых новелл предполагает, что конфликт людей и призраков, англичан и американцев скорее досаден, чем опасен, и в конечном счете разрешим при помощи смекалки, искусного ведения переговоров, умения понять логику «чужака». Финал порой парадоксален – «Кухарка-призрак» и «Вздорные призраки» завершаются свадьбой принадлежащих к разным нациям и социальным стратам привидений, символически примиряющей конфликтующие стороны. Британские и американские комические истории с привидениями, построенные на столкновении представителей обеих культур, представляют собой интересный материал для изучения не только эволюции жанра (американский вариант, пародийные версии), но и «образа другого» в английской и американской литературе рубежа XIX – XX веков.