XLVII Международная филологическая научная конференция

Прецедентные феномены-ассоциаты на стимул «медицина» в русском языковом сознании на фоне китайского

Сяо Вэй
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2018-03-20
17:40 - 17:55

Ключевые слова, аннотация

языковое сознание, ассоциативный эксперимент, ассоциация, прецедентный феномен, медицина

Тезисы

    Концепт «Медицина» – одна из доминант современного национального сознания, требующая всестороннего изучения. Ассоциативный эксперимент обеспечивает наиболее быстрый доступ к исследованию языкового сознания.
     В рамках свободного цепочечного ассоциативного эксперимента информантам было предложено на слово-стимул медицина привести за ограниченный промежуток времени (15 минут) любые ассоциации – слова, словосочетания, пословицы, имена и т.п. В эксперименте участвовало 150 носителей русского языка и 150 – китайского.
     Полученные ассоциаты были классифицированы по тематическим группам. Например: «лекарственные формы»; «физические реакции»; «виды лечения» и др. Особый интерес с лингвокогнитивной точки зрения представляют наименования реалий; прецедентные феномены (ПФ); слова-символы; оценочные номинации.
     В ПФ, полученных от русских респондентов, выделяются прецедентные тексты (ПТ), прецедентные высказывания (ПВ), прецедентные имена (ПИ). Например, ПИ: Гиппократ, Ибн Сина; ПВ: Медицина – одна из благороднейших профессий!, Птица не грач – стоматолог не врач; ПТ Вечный подвиг он вам по плечу, Ваши руки бессонны и святы. Низко вам поклониться хочу, Люди в белых халатах. ПТ русских респондентов включают шутки и слова из песен о медицине.
     В ПФ китайских информантов выделяются только ПИ и ПВ. Например, ПИ: Ту Юю, Найтингейл; ПВ: Лекарство горькое, но действенно при болезни, правдивые слова режут слух, но приносят пользу, Вывесить кувшин (образно, в значении «торговать лекарствами»), чтобы спасти мир и др.
   Выявленные ПФ образуют общую лингвокогнитивную базу носителей языка и требуют комментария в иностранной аудитории. Результаты исследования можно использовать в процессе преподавания русского языка как иностранного, при уточнении данных ассоциативных словарей и составлении учебных словарей.