XLVII Международная филологическая научная конференция

Новое о В.Ф. Переверзеве (по материалам РО РГБ и РГАЛИ)

Анна Олеговна Ковалова
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

188
2018-03-21
17:30 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

Переверзев, Достоевский, русский формализм, марксистское литературоведение, социологический метод в литературоведении

Тезисы

1910-е—1920-е гг. – время расцвета разнообразных литературоведческих идей и теорий в России, и изучаются они неравномерно: лучше всего исследован русский формализм, а социологический метод до сих пор оставался на периферии внимания историков филологической науки. Серьезное изучение социологического метода 1920-х гг. началось на Западе и продолжается в России. Однако главные работы по этой теме – необходимо назвать «Новую органическую поэтику» В.П. Ракова  и «Социологическую поэтику в русском литературоведении 1-й половины ХХ века» С.И. Сухих – носят обзорный характер и практически не задействуют богатый архивный материал. Представляется важным теперь подойти к вопросу с новой стороны и на основе редких и архивных материалов описать биографию и метод крупнейшего представителя советского марксистского литературоведения – В.Ф. Переверзева. Исследователи до сих пор почти не обращались к богатому архиву Переверзева, который хранится в Рукописном Отделе РГБ; он содержит не только ценные биографические документы (фотографии, письма, записи дневникового характера, фрагменты мемуаров), но и неопубликованные статьи. Среди них -- весьма показательная рецензия на книгу Б.М. Эйхенбаума "Молодой Толстой". В первой части статьи Переверзев критикует выводы Эйхенбаума, которые, по его мнению, неновы. Но далее речь идет о сильных сторонах книги, а к ним Переверзев – и это может показаться удивительным – в первую очередь относит формальный метод. Интересны также материалы о Переверзеве в архиве РГАЛИ -- личные дела, а также воспоминания ученицы Переверзева Е.Б. Васильевой, из которых можно узнать о том, как развитие марксисткого литературоведения в 1920-е гг. воспринимали студенты, как преподавал Переверзев, какие предлагал темы для исследования (одна из них --  «Как сделана “Шинель” Эйхенбаума и как он сделана на самом деле»), как Переверзева травили в 1920-е--1930-е гг. Эти материалы будут полезны для дальнейшего изучения истории науки.