XLVII Международная филологическая научная конференция

Глобализация и эволюция системы базовых понятий социолингвистики

Михаил Александрович Марусенко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2018-03-21
11:00 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

глобализация, мировая система языков, языковая политика, этнокультурная парадигма, национально-функциональная парадигма, система образования

Тезисы

Языковая политика каждого государства является частью его национальной политики, целью которой является создание и укрепление единой гражданской нации, защита национального единства и территориальной целостности. Глобализационные изменения затрагивают не только экономику, политику, культуру и образование, но и мировую систему языков как в целом, так и каждый входящий в нее отдельный язык. Исторически, российская социолингвистика (в условиях отсутствия подготовки специалистов по языковой политике именно социолингвисты чаще всего привлекаются к ее формулированию) ориентируется на западноевропейские или северно-американские исследования, заимствуя оттуда научные парадигмы и методы исследований. Сегодня, в условиях глобализации, для развивающихся стран, к которым относится Россия, гораздо больший интерес представляют  политические и социально-экономические процессы, протекающие в быстро развивающихся экономически государствах Юго-Восточной Азии («азиатские тигры») и странах БРИКС, все из которых являются мультиэтническими и многоязычными. Произошедшие в этих странах политические, социально-экономические, культурные, территориальные и демографические изменения привели к изменению содержания базовых понятий социолингвистики (язык, диалект, родной/материнский язык, смерть языка, защита языка и др.), которое имеет не случайный, а системный характер, а также к появлению новых понятий, таких, например, как потеря функциональности (англ. domain loss). Эти изменения оказывают сильное влияние  как на пересмотр концепций национальных языковых политик, так и на национальные системы образования, в частности, на отношение к обучению на родном языке детей, относящихся к национальным меньшинствам, и к изучению иностранных языков. Российская социолингвистика, в целом, продолжает работать в рамках этнокультурной парадигмы, которая больше не соответствует целям и задачам нациостроения и должна быть заменена на современную национально-функциональную парадигму.