Метрико-строфический репертуар Н. А. Щеголева
Чжан Ивэй
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 188
2019-04-19
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлены результаты исследования метрики и строфики Н. А. Щеголева, одного из представителей восточной ветви русского зарубежья, автора стихотворений, художественной прозы, литературно-критических статей, лекций о русских и западноевропейских писателях. На основе статистических подсчетов показано, что одно из основных направлений поэтических экспериментов Щеголева — «индивидуализация» нейтральных метрических и строфических форм с помощью использования переходных метрических форм, нетождественных строф разной структуры, нетрадиционного графического оформления стихов и строф.
Тезисы
Николай Александрович Щеголев (1910—1975) — один из наиболее талантливых представителей восточной ветви русского зарубежья, автор стихотворений, художественной прозы, литературно-критических статей, лекций о русских и западноевропейских писателях. Щеголев родился в Маньчжурии, провел детство и юность в Харбине, в 1935 г. переехал в Шанхай, в 1947 г. вернулся в Россию и до конца дней жил в Свердловске. Современным читателям Щеголев-поэт известен мало: долгое время его стихотворения не переиздавались или оставались неопубликованными.
Насколько нам известно, специально поэзией Щеголева занималась лишь А. А. Забияко, которая участвовала в подготовке собрания стихотворений Щеголева (2014 г.) и посвятила поэту ряд научных статей. Среди авторов «Русского Китая» Щеголев справедливо считается одним из самых смелых экспериментаторов с формой стиха. Известно, что он участвовал в обсуждении проблем теории стиха на заседаниях литературных секций в Харбине и Шанхае (кружков «Молодая Чураевка», «Пятница», «Круг поэтов»); уделял внимание описанию стиховых форм в статьях о русских поэтах (М. Ю. Лермонтове, М. Колосовой и др.). Критики и литературоведы не раз подчеркивали необычность рифмы, метрики, строфики, фоники стихотворений Щеголева. Однако, специально этот вопрос литературоведами не исследовался.
В докладе представлены результаты первого описания метрики и строфики Щеголева, учтены все известные стихотворения поэта (108 произведений, 2446 строк). Статистические подсчеты позволяют определить ряд особенностей метрики и строфики Щеголева, которые ранее не были отмечены исследователями. Его метрический репертуар традиционен. Использовано всего 27 форм, больше половины произведений написаны пятью нейтральными размерами (5-ти и 4-стопными ямбами, 3-стопным анапестом, 5-стопным хореем, 3-стопным амфибрахием), редко встречаются вольные размеры. Строфический репертуар Щеголева также нельзя назвать новаторским. Преобладают строфические структуры (около 85 % текстов), в основном это простые строфы (4-стишия). Другие формы немногочисленны и неразнообразны: промежуточные структуры представлены шестью одиночными строфами и сонетом; астрофические — пятью стихотворениями вольной рифмовки и единичными текстами, написанными стихом парной рифмовки и белым стихом. Вместе с тем, нейтральные формы становятся в лирике Щеголева основой для экспериментов. У него часто встречаются переходные метрические формы (их доля близка к 20% текстов), нерегулярные нетождественные строфы (около 30% текстов, варианты сочетаний строф разных моделей не повторяются); многочисленны и эксперименты с графикой (графическим оформлением стихов и строф). Таким образом, одно из основных направлений поэтических экспериментов Щеголева состоит в «индивидуализации» нейтральных моделей стиха.
Насколько нам известно, специально поэзией Щеголева занималась лишь А. А. Забияко, которая участвовала в подготовке собрания стихотворений Щеголева (2014 г.) и посвятила поэту ряд научных статей. Среди авторов «Русского Китая» Щеголев справедливо считается одним из самых смелых экспериментаторов с формой стиха. Известно, что он участвовал в обсуждении проблем теории стиха на заседаниях литературных секций в Харбине и Шанхае (кружков «Молодая Чураевка», «Пятница», «Круг поэтов»); уделял внимание описанию стиховых форм в статьях о русских поэтах (М. Ю. Лермонтове, М. Колосовой и др.). Критики и литературоведы не раз подчеркивали необычность рифмы, метрики, строфики, фоники стихотворений Щеголева. Однако, специально этот вопрос литературоведами не исследовался.
В докладе представлены результаты первого описания метрики и строфики Щеголева, учтены все известные стихотворения поэта (108 произведений, 2446 строк). Статистические подсчеты позволяют определить ряд особенностей метрики и строфики Щеголева, которые ранее не были отмечены исследователями. Его метрический репертуар традиционен. Использовано всего 27 форм, больше половины произведений написаны пятью нейтральными размерами (5-ти и 4-стопными ямбами, 3-стопным анапестом, 5-стопным хореем, 3-стопным амфибрахием), редко встречаются вольные размеры. Строфический репертуар Щеголева также нельзя назвать новаторским. Преобладают строфические структуры (около 85 % текстов), в основном это простые строфы (4-стишия). Другие формы немногочисленны и неразнообразны: промежуточные структуры представлены шестью одиночными строфами и сонетом; астрофические — пятью стихотворениями вольной рифмовки и единичными текстами, написанными стихом парной рифмовки и белым стихом. Вместе с тем, нейтральные формы становятся в лирике Щеголева основой для экспериментов. У него часто встречаются переходные метрические формы (их доля близка к 20% текстов), нерегулярные нетождественные строфы (около 30% текстов, варианты сочетаний строф разных моделей не повторяются); многочисленны и эксперименты с графикой (графическим оформлением стихов и строф). Таким образом, одно из основных направлений поэтических экспериментов Щеголева состоит в «индивидуализации» нейтральных моделей стиха.