Образ Петербурга в литературной сказке XXI в.
Екатерина Александровна Вилкова
Докладчик
студент 3 курса
Тольяттинский государственный университет (ТГУ)
Тольяттинский государственный университет (ТГУ)
ауд. 188
2019-04-19
19:40 -
20:00
Ключевые слова, аннотация
Исследование
посвящено изучению «петербургского текста» в современной детской литературе.
Внимание автора привлекает образ Петербурга в литературной сказке ХХI
в. Предметом изучения является книга А. Егорушкиной «Настоящая принцесса и
Бродячий мостик». На основе анализа текста доказывается, что образ Петербурга создается
достоверно и реалистично с помощью различных художественных средств. Город
является не только местом действия, но и полноправным персонажем литературного
произведения.
Тезисы
Тема исследования — образ
Петербурга в современной литературной сказке на примере произведения
«Настоящая принцесса и Бродячий мостик» А. Егорушкиной.
«Петербургский текст» в произведениях русских писателей ХIX в. связан с сочинениями А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. В ХХ в. образ города воссоздается в творчестве А. Битова, В. Шефнера, Т. Толстой и др. Чаще всего внимание исследователей «петербургского текста» акцентируется на произведениях упомянутых авторов. Не менее важным нам представляется обращение к рассмотрению образа Петербурга в современной литературной сказке.
Чуть ли не впервые образ города на Неве появляется в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Автор описывает лишь отдельные детали Петербурга XVIII в., когда тот еще не был таким величественным и красивым. В описании родного города Егорушкина идет даже дальше своего предшественника.
Местом действия повести «Настоящая принцесса и Бродячий мостик» становится и реальный Петербург, и находящийся по соседству таинственный сказочный Радинглен. Достоверность описания города достигается с помощью 23 топонимов, найденных нами в тексте, среди которых: площадь Льва Толстого, Адмиралтейство, станция метро Горьковская, набережная реки Карповки, Тучков мост, а также гидроним Нева и известные памятники. Один из героев сказки проживает в знаменитом «Доме с башнями» на площади Льва Толстого.
Некоторые персонажи являются типично петербургскими. В сказке оживают львы, установленные на Дворцовой пристани, а также верблюд с постамента памятника М. Пржевальскому в Александровском саду.
Санкт-Петербург является городом мостов. Поэтому не удивительно, что «окном» между двумя мирами в сказке выступает «бродячий мостик», возникающий в тумане в самых разных местах.
Петербург в сказке Егорушкиной неоднозначен. С одной стороны — это «культурный Петербург» (сияющий город, разноцветные витражи, похожие на плащ Арлекина и т. д.), но в тот же момент — это и «непарадный Петербург».
Санкт-Петербург предстаёт в произведении как «волшебный город»: Если смотреть прямо перед собой, то вроде бы обычный город Петербург, а вверх посмотришь — совсем другое дело. В глаза бросается причудливое окно, заинтересовывает старинная кирпичная кладка и высокая арка, а иногда, над каким-нибудь сквером маячит причудливая башня или освещенный эркер. Недаром именно в Петербурге скрываются от преследований добрые волшебники и правители Радинглена.
Сказочное и реальное в книге Егорушкиной причудливым образом переплетено. Город становится не только местом действия, но и полноправным участником событий. Петербург в книге Егорушкиной многолик, автор передаёт эстетическую, культурную и историческую значимость города.
«Петербургский текст» в произведениях русских писателей ХIX в. связан с сочинениями А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. В ХХ в. образ города воссоздается в творчестве А. Битова, В. Шефнера, Т. Толстой и др. Чаще всего внимание исследователей «петербургского текста» акцентируется на произведениях упомянутых авторов. Не менее важным нам представляется обращение к рассмотрению образа Петербурга в современной литературной сказке.
Чуть ли не впервые образ города на Неве появляется в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Автор описывает лишь отдельные детали Петербурга XVIII в., когда тот еще не был таким величественным и красивым. В описании родного города Егорушкина идет даже дальше своего предшественника.
Местом действия повести «Настоящая принцесса и Бродячий мостик» становится и реальный Петербург, и находящийся по соседству таинственный сказочный Радинглен. Достоверность описания города достигается с помощью 23 топонимов, найденных нами в тексте, среди которых: площадь Льва Толстого, Адмиралтейство, станция метро Горьковская, набережная реки Карповки, Тучков мост, а также гидроним Нева и известные памятники. Один из героев сказки проживает в знаменитом «Доме с башнями» на площади Льва Толстого.
Некоторые персонажи являются типично петербургскими. В сказке оживают львы, установленные на Дворцовой пристани, а также верблюд с постамента памятника М. Пржевальскому в Александровском саду.
Санкт-Петербург является городом мостов. Поэтому не удивительно, что «окном» между двумя мирами в сказке выступает «бродячий мостик», возникающий в тумане в самых разных местах.
Петербург в сказке Егорушкиной неоднозначен. С одной стороны — это «культурный Петербург» (сияющий город, разноцветные витражи, похожие на плащ Арлекина и т. д.), но в тот же момент — это и «непарадный Петербург».
Санкт-Петербург предстаёт в произведении как «волшебный город»: Если смотреть прямо перед собой, то вроде бы обычный город Петербург, а вверх посмотришь — совсем другое дело. В глаза бросается причудливое окно, заинтересовывает старинная кирпичная кладка и высокая арка, а иногда, над каким-нибудь сквером маячит причудливая башня или освещенный эркер. Недаром именно в Петербурге скрываются от преследований добрые волшебники и правители Радинглена.
Сказочное и реальное в книге Егорушкиной причудливым образом переплетено. Город становится не только местом действия, но и полноправным участником событий. Петербург в книге Егорушкиной многолик, автор передаёт эстетическую, культурную и историческую значимость города.