XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Антиисповедь в произведениях Ф. М. Достоевского

Дарья Сергеевна Ярошенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Воронежский государственный университет

ауд. 188
2019-04-17
18:40 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Целью доклада стало определение семантики слова «исповедь» и ее сюжетной реализации в художественной прозе Ф. М. Достоевского, предполагающее выработку единых критериев для описания исповедальных актов в рассматриваемых произведениях и систематизацию актов исповеди согласно выделенным критериям. Нашими задачами явились лексический анализ всех случаев исповеди в произведениях Достоевского и нахождение частоты употребления лексемы «исповедь», а также развернутая характеристика избранных случаев исповеди.  

Тезисы

До сих пор не создано монографического описания исповедальных стратегий в творчестве Ф. М. Достоевского, ровно как не выбрано единой терминологической системы для описания этой проблематики. Целью данной работы стало определить семантику слова «исповедь», рассмотреть акты исповеди и то, как они реализуются в художественной прозе Достоевского.
На особую значимость исповеди в творчестве писателя указывал целый ряд исследователей: М. М. Бахтин («Проблемы поэтики Достоевского»), С. Зассе («Яд в ухо: Исповедь и признание в русской литературе»), А. Б. Криницын («Формы исповеди в романах Достоевского»).
Анализ «исповедальной» семантики в текстах Достоевского и ситуаций, связанных с обращением к «исповедальному» дискурсу, позволяет говорить о том, что самым частотным видом исповеди в творчестве Достоевского является корыстная исповедь — признание, совершенное с определенным намерением, для достижения своих интересов. С подобной исповедью мы встречаемся в таких произведениях, как «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково», «Записки из подполья», «Идиот», «Бесы».
Во всех представленных случаях исповедь теряет свою первоначальную цель — освободить душу от грехов. Исповедь является инструментом потакания гордыне. В нашем случае исповедь связана с такими грехами, как гордыня и тщеславие. В произведении «Записки из подполья» исповедь встречается во фрагменте, в котором герой рассуждает о том, как, будучи известным поэтом, он признался бы в своих прегрешениях народу, и тот простил бы его.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что исповедь, потеряв свою «святость» в этих актах, преобразовывается в антиисповедь. Подводя итоги проделанной работы, мы можем заметить, что семантика слова «исповедь» в произведениях Достоевского заметно расширяется. Исповедью тут могут называться признания, не связанные с церковным таинством; исповедь становится антиисповедью.