Антиисповедь в произведениях Ф. М. Достоевского
Дарья Сергеевна Ярошенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Воронежский государственный университет
Воронежский государственный университет
ауд. 188
2019-04-17
18:40 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Целью доклада стало определение семантики слова «исповедь» и ее
сюжетной реализации в художественной прозе Ф. М. Достоевского, предполагающее
выработку единых критериев для описания исповедальных актов в рассматриваемых
произведениях и систематизацию актов исповеди согласно выделенным критериям.
Нашими задачами явились лексический анализ всех случаев исповеди в
произведениях Достоевского и нахождение частоты употребления лексемы
«исповедь», а также развернутая характеристика избранных случаев исповеди.
Тезисы
До сих пор
не создано монографического описания исповедальных стратегий в творчестве Ф. М.
Достоевского, ровно как не выбрано единой терминологической системы для
описания этой проблематики. Целью данной работы стало
определить семантику слова «исповедь», рассмотреть акты исповеди и то, как они реализуются
в художественной прозе Достоевского.
На особую значимость исповеди в творчестве писателя указывал целый ряд исследователей: М. М. Бахтин («Проблемы поэтики Достоевского»), С. Зассе («Яд в ухо: Исповедь и признание в русской литературе»), А. Б. Криницын («Формы исповеди в романах Достоевского»).
Анализ «исповедальной» семантики в текстах Достоевского и ситуаций, связанных с обращением к «исповедальному» дискурсу, позволяет говорить о том, что самым частотным видом исповеди в творчестве Достоевского является корыстная исповедь — признание, совершенное с определенным намерением, для достижения своих интересов. С подобной исповедью мы встречаемся в таких произведениях, как «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково», «Записки из подполья», «Идиот», «Бесы».
Во всех представленных случаях исповедь теряет свою первоначальную цель — освободить душу от грехов. Исповедь является инструментом потакания гордыне. В нашем случае исповедь связана с такими грехами, как гордыня и тщеславие. В произведении «Записки из подполья» исповедь встречается во фрагменте, в котором герой рассуждает о том, как, будучи известным поэтом, он признался бы в своих прегрешениях народу, и тот простил бы его.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что исповедь, потеряв свою «святость» в этих актах, преобразовывается в антиисповедь. Подводя итоги проделанной работы, мы можем заметить, что семантика слова «исповедь» в произведениях Достоевского заметно расширяется. Исповедью тут могут называться признания, не связанные с церковным таинством; исповедь становится антиисповедью.
На особую значимость исповеди в творчестве писателя указывал целый ряд исследователей: М. М. Бахтин («Проблемы поэтики Достоевского»), С. Зассе («Яд в ухо: Исповедь и признание в русской литературе»), А. Б. Криницын («Формы исповеди в романах Достоевского»).
Анализ «исповедальной» семантики в текстах Достоевского и ситуаций, связанных с обращением к «исповедальному» дискурсу, позволяет говорить о том, что самым частотным видом исповеди в творчестве Достоевского является корыстная исповедь — признание, совершенное с определенным намерением, для достижения своих интересов. С подобной исповедью мы встречаемся в таких произведениях, как «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково», «Записки из подполья», «Идиот», «Бесы».
Во всех представленных случаях исповедь теряет свою первоначальную цель — освободить душу от грехов. Исповедь является инструментом потакания гордыне. В нашем случае исповедь связана с такими грехами, как гордыня и тщеславие. В произведении «Записки из подполья» исповедь встречается во фрагменте, в котором герой рассуждает о том, как, будучи известным поэтом, он признался бы в своих прегрешениях народу, и тот простил бы его.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что исповедь, потеряв свою «святость» в этих актах, преобразовывается в антиисповедь. Подводя итоги проделанной работы, мы можем заметить, что семантика слова «исповедь» в произведениях Достоевского заметно расширяется. Исповедью тут могут называться признания, не связанные с церковным таинством; исповедь становится антиисповедью.