Детские стихотворения О. Э. Мандельштама: метрика и ритмика
Мария Сергеевна Фадеева
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
ауд. 188
2019-04-18
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Основываясь на «Заповедях для детских поэтов» К. И. Чуковского, мы можем
сделать вывод, что музыкальность поэтического текста, а также подвижность
и переменчивость ритма, метрика, — все эти составляющие являются одними из
основных в построении стихотворного произведения для детей. В данной работе мы
предпримем попытку исследовать детские стихотворения О. Э. Мандельштама и его
современников с точки зрения формальной стороны художественного текста.
Тезисы
Творчество О. Э.
Мандельштама привлекает огромное внимание литературоведов. Здесь необходимо прежде всего назвать работы С. С. Аверинцева, М. Л. Гаспарова, Л. Я. Гинзбург,
П. М. Нерлера, О. А. Лекманова, Л. М. Видгофа, Н. А. Струве, Дж. Харриса, В. В.
Мусатова, И. З. Сурат, К. Браун, и многих других. При этом в наследии
Мандельштама есть отдельные лакуны, мало затронутые исследователями. Так, стихотворения для детей традиционно
рассматривались как нечто малосущественное, обусловленное прежде всего необходимостью заработка.
В предыдущих работах нам удалось доказать, что детские стихотворения играют немаловажную роль и в становлении Мандельштама как поэта. Детские стихи явились не только спасением на фоне «поэтического удушья» 1924—1930-х гг., но и своеобразной творческой лабораторией поэзии 1930-х гг.
В контексте нашей темы представляется важной книга Гаспарова «Метр и смысл», в которой автор раскрывает смысловые подтексты, связанные со стихотворными размерами. Именно здесь Гаспаров вводит в научный оборот термин «семантический ореол метра». Важными для нашего исследования будут и работы Ю. М. Лотмана «Структура художественного текста» и «Анализ поэтического текста». Форма и структура художественного текста способна не только хранить и передавать информацию в определенном виде, но и порождать новые смыслы, отсылая нас к другим текстам.
Также будут изучены некоторые статьи Е. А. Тоддеса из сборника «Избранные труды по русской литературе и филологии», а именно: «Смыслы Мандельштама», «Мандельштам и опоязовская филология», «Заметки о Мандельштаме» и «Наблюдения за текстами Мандельштама». Обращения к данным работам нужно для того, чтобы понять, как именно относился Мандельштам к структуре текста, а также к тем, кто этим серьезно занимался (ОПОЯЗ).
Основываясь на «Заповедях для детских поэтов» К. И. Чуковского, мы можем сделать вывод, что музыкальность поэтического текста, а также подвижность и переменчивость ритма, метрика — все эти составляющие являются одними из основных в построении стихотворного произведения для детей.
В данной работе мы предпримем попытку исследовать детские стихотворения Мандельштама и его современников с точки зрения формальной стороны художественного текста. С целью выявления новаторства в данной работе будут рассмотрены детские стихотворения дореволюционных сборников. Для отображения значимости детских стихотворений в творчестве Мандельштама будет проанализирована формальная сторона московских стихов 1930-х гг. Поскольку Мандельштам в первую очередь публиковал детские стихотворения в журнале «Новый Робинзон», будет рассмотрен детский журнальный контекст 1924 —1926-х гг.
В предыдущих работах нам удалось доказать, что детские стихотворения играют немаловажную роль и в становлении Мандельштама как поэта. Детские стихи явились не только спасением на фоне «поэтического удушья» 1924—1930-х гг., но и своеобразной творческой лабораторией поэзии 1930-х гг.
В контексте нашей темы представляется важной книга Гаспарова «Метр и смысл», в которой автор раскрывает смысловые подтексты, связанные со стихотворными размерами. Именно здесь Гаспаров вводит в научный оборот термин «семантический ореол метра». Важными для нашего исследования будут и работы Ю. М. Лотмана «Структура художественного текста» и «Анализ поэтического текста». Форма и структура художественного текста способна не только хранить и передавать информацию в определенном виде, но и порождать новые смыслы, отсылая нас к другим текстам.
Также будут изучены некоторые статьи Е. А. Тоддеса из сборника «Избранные труды по русской литературе и филологии», а именно: «Смыслы Мандельштама», «Мандельштам и опоязовская филология», «Заметки о Мандельштаме» и «Наблюдения за текстами Мандельштама». Обращения к данным работам нужно для того, чтобы понять, как именно относился Мандельштам к структуре текста, а также к тем, кто этим серьезно занимался (ОПОЯЗ).
Основываясь на «Заповедях для детских поэтов» К. И. Чуковского, мы можем сделать вывод, что музыкальность поэтического текста, а также подвижность и переменчивость ритма, метрика — все эти составляющие являются одними из основных в построении стихотворного произведения для детей.
В данной работе мы предпримем попытку исследовать детские стихотворения Мандельштама и его современников с точки зрения формальной стороны художественного текста. С целью выявления новаторства в данной работе будут рассмотрены детские стихотворения дореволюционных сборников. Для отображения значимости детских стихотворений в творчестве Мандельштама будет проанализирована формальная сторона московских стихов 1930-х гг. Поскольку Мандельштам в первую очередь публиковал детские стихотворения в журнале «Новый Робинзон», будет рассмотрен детский журнальный контекст 1924 —1926-х гг.