Мотив мечты в повести «Шинель» Н. В. Гоголя и романе «Рикша» Лао Шэ
Тинтин Бао
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 188
2019-04-17
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен сопоставительному анализу повести «Шинель» Гоголя и романа «Рикша» («骆驼祥子») Лао Шэ (1899—1966, 老舍). Основное внимание уделяется образу «маленького человека» и связанному с ним мотиву «мечты», которые присутствуют в произведениях русского и китайского писателей. Сопоставление позволит выявить сходства и различия в реализации мотива, а также специфику трагедии «маленького человека» в разных социальных и культурных контекстах.
Тезисы
Доклад посвящен сопоставительному анализу повести «Шинель» Гоголя и романа «Рикша» («骆驼祥子») Лао Шэ (1899—1966, 老舍). Лао Шэ — один из ведущих мастеров китайской литературы, известный своей реалистической и сатирической прозой, в которой он стремился описать наиболее важные социальные проблемы.
Основное внимание в докладе уделяется образу «маленького человека» и связанному с ним мотиву «мечты», которые присутствуют в произведениях русского и китайского писателей. Разработка образа «маленького человека» занимает важное место в творчестве обоих авторов, несмотря на социальные и культурные различия. Сопоставление произведений Гоголя и Лао Шэ позволяет выявить сходства и различия в реализации мотива, а также специфику трагедии «маленького человека» в разных социальных и культурных контекстах. Оба автора обращаются к описанию душевных переживаний своих героев, разворачивающихся на фоне бытовых событий. Мечта «маленького человека» на первый взгляд связана с обыденными вещами, однако, если более внимательно посмотреть на бытовые ситуации, то становится ясно, что мечты этих персонажей заключаются не в приобретении новой вещи, а в достижении определенного социального статуса, стремлении к самоутверждению в большом городе.
Следует отметить, что в романе «Рикша» герой Сянцзы постепенно потеряет личность человека, он вырос в деревне, благодаря чему обладал всеми положительными деревенскими чертами. Тем не менее, в связи с неоднократными ударами судьбы, герой превращается в эгоиста и убийцу. В этом смысле мотив «мечты» у Лао Шэ имеет более трагический и безнадежный характер, чем у Гоголя. Вместе с тем, самым важным для обоих писателей является состояние общества, выявление его пороков и поиск способов их устранения.
Можно также говорить о сходстве художественных манер Гоголя и Лао Шэ. Характерным приемом и для Гоголя, и для Лао Шэ оказывается употребление просторечия и диалектных выражений, в их произведениях также играет важную роль юмор. Сочетание этого художественного приема и высмеивания человеческих недостатков создает эффект «смеха сквозь слезы». В результате авторы демонстрируют парадоксальность мира, в котором «маленькому человеку» у нет места.
Основное внимание в докладе уделяется образу «маленького человека» и связанному с ним мотиву «мечты», которые присутствуют в произведениях русского и китайского писателей. Разработка образа «маленького человека» занимает важное место в творчестве обоих авторов, несмотря на социальные и культурные различия. Сопоставление произведений Гоголя и Лао Шэ позволяет выявить сходства и различия в реализации мотива, а также специфику трагедии «маленького человека» в разных социальных и культурных контекстах. Оба автора обращаются к описанию душевных переживаний своих героев, разворачивающихся на фоне бытовых событий. Мечта «маленького человека» на первый взгляд связана с обыденными вещами, однако, если более внимательно посмотреть на бытовые ситуации, то становится ясно, что мечты этих персонажей заключаются не в приобретении новой вещи, а в достижении определенного социального статуса, стремлении к самоутверждению в большом городе.
Следует отметить, что в романе «Рикша» герой Сянцзы постепенно потеряет личность человека, он вырос в деревне, благодаря чему обладал всеми положительными деревенскими чертами. Тем не менее, в связи с неоднократными ударами судьбы, герой превращается в эгоиста и убийцу. В этом смысле мотив «мечты» у Лао Шэ имеет более трагический и безнадежный характер, чем у Гоголя. Вместе с тем, самым важным для обоих писателей является состояние общества, выявление его пороков и поиск способов их устранения.
Можно также говорить о сходстве художественных манер Гоголя и Лао Шэ. Характерным приемом и для Гоголя, и для Лао Шэ оказывается употребление просторечия и диалектных выражений, в их произведениях также играет важную роль юмор. Сочетание этого художественного приема и высмеивания человеческих недостатков создает эффект «смеха сквозь слезы». В результате авторы демонстрируют парадоксальность мира, в котором «маленькому человеку» у нет места.