«Функции» фотографии в рассказе В. Набокова «Signs and Symbols»
Александра Дмитриевна Щерба
Докладчик
студент 3 курса
МГУ им. М.В. Ломоносова
МГУ им. М.В. Ломоносова
ауд. 188
2019-04-18
18:40 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается рассказ
В. Набокова «Signs and Symbols» (1948 г.). Предметом исследования
является функционирование фотографии в этом рассказе. Автора интересует, какое место занимает разглядывание фотографических альбомов в композиции рассказа; как фотографии участвуют в создании художественных образов; как в рассказе связаны фотография и память. В ходе анализа автор опирается на медийные особенности фотографии и специфику ее восприятия. Таким образом, работа выполнена на стыке литературоведения и теории медиа.
Тезисы
Исследуемый нами
материал — рассказ В. В. Набокова «Signs and Symbols» (1948 г.), героями которого являются родители нездорового молодого человека, пытавшегося
совершить самоубийство.
При интерпретации рассказа необходимо обратить внимание на такую художественную деталь, как фотография. Фотографические альбомы и процесс рассматривания снимков помещены у Набокова в центр произведения. Учитывая интерес писателя к изображению, мы предлагаем вариант прочтения «Signs and Symbols» с опорой на медийные особенности фотографии и на восприятие фотографического изображения зрителем. Предметом нашего исследования, таким образом, является функционирование фотографии в данном рассказе. В докладе мы рассмотрим место фотографических альбомов в композиции рассказа, поговорим о фотографии как детали, участвующей в создании художественных образов произведения, о снимках как составляющих мотива памяти в данном тексте.
В композиции рассказа фотографии занимают важное место. В трехчастном повествовании центральная — вторая — часть посвящена рассматриванию фотографического альбома. Именно здесь происходит проникновение в сознание героини, с чьей точки зрения мы воспринимаем историю семьи, рассказанную фотографиями. С этого момента главные герои начинают все больше открываться читателю, и в следующей части им «дается право голоса» — они вступают в диалог. Фотография участвует и в выстраивании системы персонажей в целом. Так, именно на снимках появляются второстепенные герои, восприятие снимков играет ключевую роль в создании образа главной героини и дает возможность представить, что именно связывает ее с другими персонажами рассказа. Сами персонажи Набокова подвержены влиянию фотографии.
С. Сонтаг в эссе «Мир изображений» говорила о замещении в сознании зрителя действительности, увиденной глазом, моментом, запечатленным на снимке, то есть воспоминание о зафиксированном фотографией событии сжимается в итоге до фотографической карточки. В рассказе подобное происходит с памятью героини, которая живет фотографиями и прошлым. Настоящее существует для нее, только если у него есть какая-то связь с воспоминаниями, которые хранятся в альбомах в виде снимков. «Фотографичным» можно назвать взгляд героини. Она неосознанно запечатлевает реальность так, как сделал бы это фотоаппарат. Такое восприятие мира вновь возвращает нас к теме памяти. Мы видим желание героини запомнить действительность, при этом образцом для сохраняемого в памяти фрагмента жизни становятся для нее снимки.
Эти немногие приведенные примеры показывают, что есть необходимость посмотреть на произведение, учитывая особые свойства фотографического изображения и специфику восприятия фотографии зрителем.
При интерпретации рассказа необходимо обратить внимание на такую художественную деталь, как фотография. Фотографические альбомы и процесс рассматривания снимков помещены у Набокова в центр произведения. Учитывая интерес писателя к изображению, мы предлагаем вариант прочтения «Signs and Symbols» с опорой на медийные особенности фотографии и на восприятие фотографического изображения зрителем. Предметом нашего исследования, таким образом, является функционирование фотографии в данном рассказе. В докладе мы рассмотрим место фотографических альбомов в композиции рассказа, поговорим о фотографии как детали, участвующей в создании художественных образов произведения, о снимках как составляющих мотива памяти в данном тексте.
В композиции рассказа фотографии занимают важное место. В трехчастном повествовании центральная — вторая — часть посвящена рассматриванию фотографического альбома. Именно здесь происходит проникновение в сознание героини, с чьей точки зрения мы воспринимаем историю семьи, рассказанную фотографиями. С этого момента главные герои начинают все больше открываться читателю, и в следующей части им «дается право голоса» — они вступают в диалог. Фотография участвует и в выстраивании системы персонажей в целом. Так, именно на снимках появляются второстепенные герои, восприятие снимков играет ключевую роль в создании образа главной героини и дает возможность представить, что именно связывает ее с другими персонажами рассказа. Сами персонажи Набокова подвержены влиянию фотографии.
С. Сонтаг в эссе «Мир изображений» говорила о замещении в сознании зрителя действительности, увиденной глазом, моментом, запечатленным на снимке, то есть воспоминание о зафиксированном фотографией событии сжимается в итоге до фотографической карточки. В рассказе подобное происходит с памятью героини, которая живет фотографиями и прошлым. Настоящее существует для нее, только если у него есть какая-то связь с воспоминаниями, которые хранятся в альбомах в виде снимков. «Фотографичным» можно назвать взгляд героини. Она неосознанно запечатлевает реальность так, как сделал бы это фотоаппарат. Такое восприятие мира вновь возвращает нас к теме памяти. Мы видим желание героини запомнить действительность, при этом образцом для сохраняемого в памяти фрагмента жизни становятся для нее снимки.
Эти немногие приведенные примеры показывают, что есть необходимость посмотреть на произведение, учитывая особые свойства фотографического изображения и специфику восприятия фотографии зрителем.