Es ergo sum: особенности межсубъектных отношений в романе «Братья Карамазовы» (глава «Верующие бабы»)
Лилия Сергеевна Кучмаренко
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2016-04-19
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе на примере главы «Верующие бабы» из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» показывается, как писатель выстраивает межсубъектные отношения. Анализ различных уровней текста демонстрирует взаимообусловленность персонажей: бытие одних персонажей (паломниц) определяется бытием других (Зосима). Отношения старца Зосимы и паломниц выстроены по принципу «большого диалога» М. М. Бахтина.
Тезисы
Доклад посвящен анализу главы «Верующие бабы» романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Эта глава интересует нас с точки зрения рассмотрения принципов построения и характеристики образов.
1. Рассмотрение отношений между персонажами на материале главы «Верующие бабы» позволяет нам выдвинуть гипотезу о том, что вся структура романа «Братья Карамазовы» построена по принципу «большого диалога» М. М. Бахтина: существо одних становится определенным благодаря существованию других.
2. На примере анализа разных уровней текста (лексический, синтаксический, сюжетно-композиционный и др.) мы показываем, что наше представление о каждом из персонажей формируется не изолированно, а в процессе восприятия того, как они взаимодействуют с другими.
3. Анализ обращений паломниц к старцу и их поведения приводит к выводу о том, что отношение героев к Зосиме формирует и отношение Зосимы к героям: если женщины называют его отцом, то он обращается к ним «мать», «родненькая» и др.
4. Основные составляющие образа старца Зосимы, представленные в анализируемой нами главе, неизбежно отражаются в характеристиках персонажей, общающихся с ним.
1. Рассмотрение отношений между персонажами на материале главы «Верующие бабы» позволяет нам выдвинуть гипотезу о том, что вся структура романа «Братья Карамазовы» построена по принципу «большого диалога» М. М. Бахтина: существо одних становится определенным благодаря существованию других.
2. На примере анализа разных уровней текста (лексический, синтаксический, сюжетно-композиционный и др.) мы показываем, что наше представление о каждом из персонажей формируется не изолированно, а в процессе восприятия того, как они взаимодействуют с другими.
3. Анализ обращений паломниц к старцу и их поведения приводит к выводу о том, что отношение героев к Зосиме формирует и отношение Зосимы к героям: если женщины называют его отцом, то он обращается к ним «мать», «родненькая» и др.
4. Основные составляющие образа старца Зосимы, представленные в анализируемой нами главе, неизбежно отражаются в характеристиках персонажей, общающихся с ним.