Мотивно-тематический комплекс как средство циклизации в сборнике рассказов «Осенний полет таксы» М. Кетро
Евгения Сергеевна Богомолова
Докладчик
студент 3 курса
Тюменский государственный университет
Тюменский государственный университет
188
2016-04-19
17:10 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Объектом данного исследования
является цикл М. Кетро «Осенний полет таксы», представляющий собой
печатный вариант публикаций автора в «Живом журнале». Порядок, в котором
располагаются рассказы цикла, существенно отличается от хронологии их появления
в интернете. Это свидетельствует о том, что у текста электронного и текста «бумажного»
разные принципы функционирования. В результате анализа циклообразующих
элементов доказывается, что при подготовке издания автор выстраивала рассказы
исходя из возрастающей в них степени концентрации мотивов.
Тезисы
В начале XXI в. компьютеризация литературы предстала
как культурный феномен; в результате в современной прозе обозначилась тенденция
использовать личный дневник как жанр сетевого общения. Этот процесс породил
обратную ситуацию, когда произведения блогеров начинают «переводиться» в книжный
формат. Примером подобного рода текста является цикл рассказов М. Кетро «Осенний
полет таксы», созданный по материалам публикации
в «Живом Журнале». Примечательно, что при подготовке издания писатель нарушила
хронологию рассказов, объединив их в микроциклы, которые не были предусмотрены
сетевым вариантом. Очевидно, что такая трансформация стала необходимым
следствием переноса текста в иную среду: сетевая литература спонтанна, в то
время как «печатной» литературе присуще целеполагание. Измененный порядок
репрезентации событий обусловил выдвижение гипотезы исследования: печатный
формат издания концептуально отличается от сетевого текста единством замысла,
воплощающегося через циклообразующие мотивы и образы и последовательно реализующего
основные идеи автора. Гипотеза находит подтверждение благодаря анализу микроцикла
«Дюжина маленьких рассказов», который демонстрирует последовательность развития
мотивно-образной структуры, а потому может быть определен как репрезентативный
для всего цикла. Так, одним из принципов группировки рассказов внутри циклических
единств является сохранение повествовательной структуры, — типичной формы нарратива
для блог-литературы («Я-ситуация»). Сквозной мотив одиночества в микроцикле
генерирует все прочие мотивы. Возникнув в первом рассказе («Игуана»), далее он поддерживается
мотивом неразделенной любви («Записки у плеча») и затем соотносится с
хронотопическим мотивом пути, реализующимся через образ железной дороги («Письма
луне»). Данный мотив скрепляет последующие рассказы микроцикла («Берегите себя,
Сережа», «Тот, кто никогда не полюбит») и является лейтмотивом всего микроцикла.
Так, в микроцикле наблюдается последовательная концентрация мотивов,
порожденная постоянным приращением смыслов, ассоциаций: «стволовой» мотив
одиночества первого рассказа нарастающим итогом трансформируется в мотивы
ожидания и надежды в последних текстах («Вечный зов», «А у меня скоро будет
любовь»). Сквозные мотивы и образы обеспечивают единство элементов не только внутри
цикла, но и подключают произведения Кетро к контексту русской литературы и фольклора
за счет интертекстуальных связей. Таким образом, исследование показало, что
мотивы, формирующие художественную целостность циклических единств, в
содержательном отношении практически идентичны. Повторяющиеся мотивы
группируются в одинаковые мотивно-тематические комплексы. Гипотеза о том, что Кетро
выстраивала рассказы исходя из принципа концентрации мотивов, подтверждена.