Мотив христианской жертвы в романе Г. Гессе «Игра в бисер»
София Александровна Колинько
Докладчик
студент 3 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
190
2016-04-22
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Мало кто рассматривает Г. Гессе как писателя,
творившего в рамках христианства. Многие критики утверждают, что ему присущи
восточные мировоззренческие позиции. В своем докладе мы рассмотрим заключительную часть романа «Игра в бисер», «Легенду», с позиции христианских
ценностей и понимания мира и докажем, что, несмотря на сильное влияние Востока
на автора, он остается верен христианским ценностям.
Тезисы
Цель данного исследования –
анализ заключительной части романа «Игра в бисер» («Das Glasperlenspiel») и выявление в ней христианских мотивов, в
частности мотива жертвы. Недостаточно внимания уделяется рассмотрению этого
романа в контексте христианских мотивов и символов. В то время как они, на наш
взгляд, очень значимы для понимания сути романа. Для доказательства христианской
парадигмы в этой части, мы проследили аналогию с евангельскими мотивами:
жертвы, наставника и т. д.
Именно в «Легенде», в эпизоде смерти героя за своего ученика проявляется большая часть христианских мотивов.
1) Мотив враждебной природы. Хронотоп финала — утро в горах, где «почувствовал он мощь, холод и величавую чужеродность высокогорного мира, который не идет человеку навстречу, не приглашает его к себе, а едва его терпит» (Гессе Г. Игра в бисер. М.: AST Publishers, 2014). Это место — некий Гефсиманский сад, где Иозеф сомневается в себе, своих силах, но преодолевает себя: «может быть, как раз насилием над собой и решительными мерами одолеть это недомогание было проще всего. Зов был сильнее, чем предостережение, воля сильней, чем инстинкт» (там же). Переступив через себя, придав себя в жертву он меняет жизнь мальчика.
2) Мотив наставника и ученика. Изменяя душу Тито, Кнехт становится в некотором смысле ловцом душ человеческих, т. е. представляет собой воплощение Христа как наставника. Он не наставляет мальчика, а служит ему, как Христос: омовение ног своим ученикам в Евангелие. Кульминация служения — смерть Иозефа за мальчика, изменившая его жизнь.
3) Тито — воплощение языческого и бессознательного. Он неосознанно «поклонялся матери-земле, а простирая ладони — водам озера и предлагал себя, свою юность, свою свободу, свою пылающую живость в праздничный дар первозданным силам» (там же). Кнехт — воплощение сознательного, но он погружается в это озеро, выражающее архетип женского, бессознательного начала, ради перемены в ученике. Вся дохристианская языческая культура меняется с приходом Христа, после которого человек начинает осознавать себя во всей своей греховности, свою роль во вселенной. Это, на наш взгляд — переход от бессознательного к сознательному существованию.
4) Следующий мотив — преображение посредством воды, т. е. некое крещение, вхождение в новую жизнь. До погружения Тито был ребенком, слепо слушающим свою природу. После смерти наставника это новый, повзрослевший человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что христианские аллюзии в тексте присутствуют и что Гессе несмотря на влияние восточной философии и религий, остаётся христианским мыслителем, художником. Это подтверждает финал романа.
Именно в «Легенде», в эпизоде смерти героя за своего ученика проявляется большая часть христианских мотивов.
1) Мотив враждебной природы. Хронотоп финала — утро в горах, где «почувствовал он мощь, холод и величавую чужеродность высокогорного мира, который не идет человеку навстречу, не приглашает его к себе, а едва его терпит» (Гессе Г. Игра в бисер. М.: AST Publishers, 2014). Это место — некий Гефсиманский сад, где Иозеф сомневается в себе, своих силах, но преодолевает себя: «может быть, как раз насилием над собой и решительными мерами одолеть это недомогание было проще всего. Зов был сильнее, чем предостережение, воля сильней, чем инстинкт» (там же). Переступив через себя, придав себя в жертву он меняет жизнь мальчика.
2) Мотив наставника и ученика. Изменяя душу Тито, Кнехт становится в некотором смысле ловцом душ человеческих, т. е. представляет собой воплощение Христа как наставника. Он не наставляет мальчика, а служит ему, как Христос: омовение ног своим ученикам в Евангелие. Кульминация служения — смерть Иозефа за мальчика, изменившая его жизнь.
3) Тито — воплощение языческого и бессознательного. Он неосознанно «поклонялся матери-земле, а простирая ладони — водам озера и предлагал себя, свою юность, свою свободу, свою пылающую живость в праздничный дар первозданным силам» (там же). Кнехт — воплощение сознательного, но он погружается в это озеро, выражающее архетип женского, бессознательного начала, ради перемены в ученике. Вся дохристианская языческая культура меняется с приходом Христа, после которого человек начинает осознавать себя во всей своей греховности, свою роль во вселенной. Это, на наш взгляд — переход от бессознательного к сознательному существованию.
4) Следующий мотив — преображение посредством воды, т. е. некое крещение, вхождение в новую жизнь. До погружения Тито был ребенком, слепо слушающим свою природу. После смерти наставника это новый, повзрослевший человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что христианские аллюзии в тексте присутствуют и что Гессе несмотря на влияние восточной философии и религий, остаётся христианским мыслителем, художником. Это подтверждает финал романа.