Экзистенциалистский бунт Л. Г. Андреева и А. Камю: сопоставительный анализ пьес «Жизнь человека» и «Калигула»
Анна Анатольевна Кондратюк
Докладчик
магистрант 1 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
190
2016-04-22
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен сопоставительному анализу пьес А. Камю «Калигула» и Л. Г. Андреева «Жизнь человека» на основе мотива экзистенциалистского
бунта. В работе рассмотрены психологические типы главных героев, авторская
философия, причины возникновения метафизического протеста и обосновано
представление авторами бунта как единственного выхода из пограничной ситуации.
Тезисы
Целью
исследования является выявление и анализ мотива экзистенциалистского бунта в
пьесах А. Камю (A. Camus) «Калигула» («Caligula»)
и Л. Г. Андреева «Жизнь человека» и проявление черт данной философии
и поэтики в исследуемых текстах.
Пессимистичное
отношение к миру и осознание его несовершенства, свойственное экзистенциализму,
присутствуют в обеих пьесах. «Мир-демон» Андреева и абсурдное бытие Камю имеют
много общего. Герои стремятся придать хоть какой-то смысл хаосу жизни. Персонажи
попадают в пограничную ситуацию и становятся борцами, которые не в состоянии
смириться с абсурдом.
Человек в пьесе
Андреева рождается в страданиях и априори виновен в своём
рождении. С самого начала он находится под наблюдением Некто в сером, его судьи
и палача. Важно, что этот Некто совершенно равнодушен к человеку, не различает
добро и зло (неслучаен его цвет); это равнодушие превращает Некто в персонифицированное воплощение абсурда Камю. Кроме того, Некто связан в пьесе
с мотивом рока. Человек, главный герой пьесы, обречен на смерть и остро осознает
это. Он настоящий экзистенциалистский
герой, поэтому он выбирает борьбу. Главная идея героя — желание жить, вопреки
смерти. Но до уровня философии эта идея не поднимается. Андреева интересует не личностный,
а космологический конфликт: не человек борется с человеком, а свет борется с
тьмой.
Образ Калигулы,
напротив, философичен. Основа его философии — «люди умирают, и они несчастны»
(Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула. М: Издательство АСТ, 2015.
293 с.). Он полностью подчиняет себя идее достигнуть невозможного и выйти из
этого абсурдного круга. Если Некто в сером играет с героем, то у Калигулы есть
власть — уже персонаж, а не рок, играет с людьми.
В отличие от
Калигулы, который использует свою власть как оружие, доводя до абсурда ложные
убеждения людей, у Человека нет средств для борьбы. Андреев делает его рыцарем
без меча и щита.
Если Камю —
атеист, и герой его ни к кому не обращается в своем протесте, то Андреев —
мистик, и его Человек взывает к Богу и проклинает Бога, которого нет. Для Камю
мир абсурден, и поэтому Бога нет, для Андреева Бога нет, и поэтому мир
абсурден.
Писатели
говорят об одном, но разными путями: Камю — философ, Андреев — художник. Но бунт Калигулы — фаустианский западный бунт, бунт
неудовлетворенного разума. Бунт андреевского Человека чувственен: эпицентр его — Россия, ищущая духовность.
Итак, мотив бунта в текстах Андреева и Камю играет ключевую роль. Именно
он центрирует сюжет и является базой для построения авторской философии: бунт
против Бога как отсутствующей структуры у Андреева и бунт против страдания
человека в жестоко абсурдном мире у Камю. В обоих случаях писатели настаивают:
борьба с миром необходима. Именно в этой борьбе человек и становится человеком.