XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Особенности функционирования вводного слова «по идее» в устной спонтанной речи

Татьяна Капустина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2016-04-19
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу функционирования вводного слова по идее в русской устной спонтанной речи. Анализ материалов блока «Один речевой день» (ОРД) в составе Звукового корпуса русского языка и устного подкорпуса Национального корпуса русского языка позволил выявить роль вводного слова по идее в выражении модальности текста. Функция данной вводной единицы находится в прямой зависимости от смысловых связей, возникающих в тексте. В докладе представлены предварительные результаты исследования, конечной целью которого является лексикографическое описание исследуемой единицы.

Тезисы

Настоящее исследование посвящено анализу функционирования в устной спонтанной речи вводного слова по идее. Материалом для исследования стали блок «Один речевой день» (ОРД) в составе Звукового корпуса русского языка и устный подкорпус (УП) Национального корпуса русского языка. Анализ корпусного материала позволяет увидеть некоторые особенности функционирования вводного слова по идее в устной речи на фоне данных словарей и грамматик литературно-письменного языка. В частности, обращает на себя внимание тот факт, что данная единица отчетливо тяготеет к употреблению в публичной речи (62% рассмотренных примера употребления). Другой особенностью вводного слова по идее оказалось то, что в большей части контекстов оно встречается вместе с модальными словами со значением долженствования и необходимости типа должен, должно бытьнужно и подВ таких случаях основной функцией исследуемой единицы становится усиление модальности необходимости и долженствования, ср.:
  • По идее / конституция / это документ прямого действия / по идее / коль скоро оно в конституцию занесено / то право воспользоваться этим правом / извините за тавтологию / оно должно быть в любой момент у любого гражданина [Беседа О. Бычковой с А. Овсянниковой в эфире радиостанции «Эхо Москвы» // «Эхо Москвы», 2003];
  • По идее / да / мы должны об этом знать / при всём желании даже если они могут это и скрыть / хотя народ будет всё равно об этом знать [Беседа об экологически опасных производствах в программе М. Катыс «Качество жизни» // Радио Свобода, программа «Качество жизни», 2006];
  • то есть его по идее нужно ждать / пока он засохнет ? потом *Н // # акку()аккуратненько ножичком проходить и снимать всё лишнее (ОРД).
По-другому предстает в тексте данная единица в «чистом виде», выражая модальное значение вероятности:
  • Но Вы меня извините / мне как раз кажется / что здесь тот самый явный пример непоследовательности / когда член правительства критикует правительство / в котором он / по идее / работает [Беседа К. Лариной с С. Митрохиным в эфире радиостанции «Эхо Москвы» // «Эхо Москвы», 2003];
  • Представляешь / он меня пригласил на свадьбу. По идее это его друзья / а не мои. Я жениха видела пару раз / а невесты вообще не знаю [Разговоры студенток о неприятностях // Из коллекции Ульяновского университета, 2007].
Таким образом, подробный контекстуальный анализ функционирования формы по идее в устной речи позволяет выявить новые значения и функции данной вводной единицы на основе смысловых связей, возникающих в тексте. В докладе предлагаются предварительные результаты исследования, конечной целью которого является по возможности полное лексикографическое описание данной единицы.