Дантовский текст в повести Ф. М. Достоевского «Двойник»
Марина Геннадьевна Курган
Докладчик
магистрант 2 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
188
2016-04-19
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе ставится вопрос о
влиянии «Божественной комедии» Данте на художественный мир
Ф. М. Достоевского. Повесть «Двойник» анализируется с точки зрения
явленности в ее пространстве феномена ада, который имеет прямое соотношение с
изображением ада у Данте. Изображение Петербурга рассматривается как фантастическое,
потустороннее, оформляющее инфернальное пространство в повести. Феномен «ношения
ада в душе» позиционируется как значимый в контексте повести «Двойник» и
последующего творчества писателя.
Тезисы
Некоторые аспекты творчества Ф. М. Достоевского, несмотря
на неустанное внимание отечественного и зарубежного литературоведения, остаются
малоизученными. Вопрос о взаимоотношении
творческих систем Достоевского и Данте представляется одним из таковых. Особое
место в осмыслении русской литературой «Божественной комедии» Данте занимала
первая ее песнь — «Ад». Известно сопоставление «Записок из Мертвого дома»
Достоевского с «Адом» Данте, однако есть основание полагать, что и в других
произведениях русского писателя имплицитно присутствует дантовский текст.
Рассмотрение повести «Двойник» в сопоставлении с первой песнью «Божественной комедии» позволяет не замыкаться в рамках социо-психологической интерпретации проблемы двойничества, но вывести ее на метафизическую орбиту. В повести феномен ада дислоцируется на уровне художественного пространства и на уровне сознания героя — господина Голядкина. Ад в пространственном отношении формируется непосредственно через изображение Петербурга, который представляется как фантастическое пространство, подготавливающее встречу Голядкина с двойником. Особую роль в этом играет движение героя по набережной Фонтанки, пограничному пространству, где впервые появляется фигура двойника. Возникает ассоциативная связь с водами реки Стикс, по которой Харон в своей ладье переправлял души грешников. Именно по этой реке проплывает герой «Божественной комедии» Данте.
Движение сюжета повести зачастую провоцируется буквальным перемещением господина Голядкина из одного места Петербурга в другое, то есть динамика движения героя внутри фантастического пространства города определяет и объясняет происходящие с ним события. Данный способ действия героя внутри повествования сообщается с «путешествием» в поэме Данте. Как и у героя «Божественной комедии», у господина Голядкина есть «проводник» по аду Петербурга — его собственный двойник. И если Вергилий для своего спутника — «возлюбленный» и «милый» отец, то мотив кровного родства, а именно братства, между двумя Голядкиными оборачивается непримиримой враждой вплоть до желания истребить другого вовсе.
В повести формируется связь концепта Петербурга с феноменом ада, подземного царства. Образ двойника, как своеобразного порождения пространства Петербурга, вызывает определенные мифологические и мистические ассоциации с древними верованиями, согласно которым, двойник является вестником скорой смерти. Именно эту роль выполняет двойник в повести, последовательно совершая действия по буквальному устранению Голядкина-старшего из его собственной жизни.
Господина Голядкина можно назвать первым из героев Достоевского, в котором в полной мере воплотился феномен «ношения ада в душе», ставший определяющей характеристикой внутреннего состояния героев последующих произведений.
Рассмотрение повести «Двойник» в сопоставлении с первой песнью «Божественной комедии» позволяет не замыкаться в рамках социо-психологической интерпретации проблемы двойничества, но вывести ее на метафизическую орбиту. В повести феномен ада дислоцируется на уровне художественного пространства и на уровне сознания героя — господина Голядкина. Ад в пространственном отношении формируется непосредственно через изображение Петербурга, который представляется как фантастическое пространство, подготавливающее встречу Голядкина с двойником. Особую роль в этом играет движение героя по набережной Фонтанки, пограничному пространству, где впервые появляется фигура двойника. Возникает ассоциативная связь с водами реки Стикс, по которой Харон в своей ладье переправлял души грешников. Именно по этой реке проплывает герой «Божественной комедии» Данте.
Движение сюжета повести зачастую провоцируется буквальным перемещением господина Голядкина из одного места Петербурга в другое, то есть динамика движения героя внутри фантастического пространства города определяет и объясняет происходящие с ним события. Данный способ действия героя внутри повествования сообщается с «путешествием» в поэме Данте. Как и у героя «Божественной комедии», у господина Голядкина есть «проводник» по аду Петербурга — его собственный двойник. И если Вергилий для своего спутника — «возлюбленный» и «милый» отец, то мотив кровного родства, а именно братства, между двумя Голядкиными оборачивается непримиримой враждой вплоть до желания истребить другого вовсе.
В повести формируется связь концепта Петербурга с феноменом ада, подземного царства. Образ двойника, как своеобразного порождения пространства Петербурга, вызывает определенные мифологические и мистические ассоциации с древними верованиями, согласно которым, двойник является вестником скорой смерти. Именно эту роль выполняет двойник в повести, последовательно совершая действия по буквальному устранению Голядкина-старшего из его собственной жизни.
Господина Голядкина можно назвать первым из героев Достоевского, в котором в полной мере воплотился феномен «ношения ада в душе», ставший определяющей характеристикой внутреннего состояния героев последующих произведений.