XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Современное бытование былин на Печоре (на примере исполнителей деревни Хабариха, сел Замежная и Усть-Цильма Усть-Цилемского района Республики Коми)

Анна Николаевна Жаворонкова
Докладчик
специалист
Санкт-Петербургский государственный университет, Управление по связям с общественностью

213
2016-04-20
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

С начала XX в. район Русской Печоры носил статус одного из крупнейших очагов былинной традиции Российской империи. Тяжелые природные условия края, первые упоминания о котором встречаются в летописях XI в., обеспечили ему изоляцию от других регионов страны и стали причиной массового расселения здесь старообрядцев. На сегодняшний день Усть-Цилемский район утратил свою географическую изолированность, однако сохранил консервацию духовную: местные причисляют себя к староверам-беспоповцам, по сей день исполняют печорские былины и встречают старинные обрядовые праздники (Малую и Большую Горки).

Тезисы

Район русской Печоры — место поистине уникальное. Именно здесь, в ходе этнографических экспедиций начала XX в., был обнаружен один из крупнейших очагов былинной традиции Российской империи. Закрепившись, этот статус был неотделим от региона на протяжении всего прошлого столетия — бытовавшие в этих краях песенная и сказительская традиции привлекали сюда большое количество советских исследователей (историков, культурологов, фольклористов), и представляют несомненный интерес для исследователей современных. Первое упоминание о жителях печорского края относят к XI в. Тяжелые природные условия, а также отсутствие транспортной инфраструктуры — «совершенное бездорожье», как вплоть до начала XX в., и позднее, отмечали путешественники, обеспечили этому краю изоляцию от других регионов страны и стали причиной массового расселения здесь старообрядцев. На сегодняшний день Усть-Цилемский район, став частью республики Коми, утратил свою географическую изолированность, однако сохранил консервацию духовную. Вместо привычных православных храмов здесь нам встречаются молельные дома, ведь поселения до сих пор являются старообрядческими (жители относят себя к беспоповцам); здесь сохранился средневековый уклад жизни с верой не только в святых, но и домашнюю нечисть, а также бытованием обрядовых праздников (Малая и Большая Горки). Кроме того, на Печоре по сей день поют старинные русские песни и сказывают былины, перенятые исполнителями от представителей старших поколений, составлявших, как зафиксировали ученые-фольклористы, «семейные гнезда былинщиков». Среди наиболее известных фамилий — Чупровы, Вокуевы, Мяндины. Былинный репертуар исполнителей включал старины о подвигах русских богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, а также персонажей, менее популярных, — Дюка Степановича, Ставра Годиновича и пр. С течением времени репертуар печорских былинщиков заметно оскудел, как заметно сократилось и число самих исполнителей. В ходе летней экспедиции на Печору в составе Фольклорного ансамбля СПбГУ (2015 г.) состоялось знакомство с исполнителям деревни Хабариха, сел Замежная и Усть-Цильма, от которых удалось записать народные песни, бытовавшие на Печоре с древних времен, а также частушки, баллады, духовные стихи и былины. Надо заметить, что сегодня на Печоре особенно развита традиция мужского исполнительства. Возможно, это продиктовано широким распространением здесь эпического жанра, где речь идет о мужских подвигах, хотя старины — еще в 60-х, 80-х гг. XX в. — сказывали и женщины; кроме того, средний возраст живущих в районе мужчин-исполнителей, составляет 60–65 лет. Таким образом, песенную традицию региона продолжают люди, по меркам фольклористов, достаточно молодые, ведущие активную просветительскую деятельность, с удовольствием общающиеся с фольклористами.