Пятый, десятый: числительные на перепутье
Алёна Игоревна Кудлаева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2016-04-20
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе ставится задача проиллюстрировать
особенности функционирования единиц пятый и десятый (во всех формах) в устной русской
речи. Материалом для исследования послужили устный подкорпус Национального
корпуса русского языка и блок Звукового корпуса русского языка «Один речевой
день». Анализ материала показал, что исследуемые единицы не всегда можно атрибутировать
как имена числительные. Они демонстрируют способность к частичной или полной утрате идеи счета и способность к
употреблению в функции маркеров-аппроксиматоров.
Тезисы
Живая устная речь во многом отличается от письменной. Устное
общение предполагает появление всевозможных оговорок, хезитаций, сокращений,
повторов и т. д. Спонтанная речь становится благодатным полем для возникновения
новых значений и новых слов. При этом не всегда можно определить, какими грамматическими
характеристиками обладает та или иная единица речи. В частности, возникают вопросы
по поводу частеречной принадлежности определённых лексем. Это касается и единиц пятый, десятый (во всех формах). Именно
функционированию этих единиц посвящено данное исследование, материалом для
которого послужили устный подкорпус Национального корпуса русского языка и блок Звукового корпуса русского языка «Один речевой день» (ОРД):
1) дело происходит // на степном хуторе // Уже пятый день / бушует вьюга. / Всё вокруг засыпано снегом (ОРД);
2) девятое десятое я дома / одиннадцатого я прихожу / мою руку просто люди не узнают (ОРД).
В примерах (1)–(2) единицы пятый и десятое можно атрибутировать как имена числительные. Однако в других случаях этого нельзя утверждать столь же уверенно:
3) [№ 10, жен., 57] Мы теперешних космонавтов не знаем [№ 4, жен., 38] Я раньше знала / первый / второй / третий / пятый / десятый полетел… [Беседа с социологом на общественно-политические темы (Воронеж) // Фонд «Общественное мнение», 2003];
4) [Галина Симонова, жен.] Я сказала: «Ни то / ни другое / ни пятое меня не трогает [На краю… (Владивосток). Д/ф из цикла «Письма из провинции» (ТК «Культура») 2009].
Примеры (3)–(4) иллюстрируют, как в исследуемых единицах ослабевает идея счета и при этом появляется аппроксимативная функция. Можно наблюдать и полное исчезновение идеи счета:
5) [Ирина, жен.] То есть / я всё понимаю / что вы щас волнуетесь / пятое-десятое / но вот все равно для себя вот как-то вы запишите список вопросов и ставьте там какие-то плюсы-минусы / потому что / если я уже говорю / что я не была в Париже и хочу поехать в Париж / спрашивать меня про море и была ли я уже в Париже / мне… не надо. Чё еще спросим? [Тренинг туристической фирмы // Из коллекции НКРЯ, 2007];
6) там / похоже на то / похоже на это / приходил врач и говорил / ветрянка там / скарлатина / то сё / пятое десятое // (ОРД).
В докладе предлагается анализ употребления единиц пятый и десятый (во всех формах) в устной речи и результаты наблюдений за «поведением» исследуемых единиц на пути их перехода из числительных в разряд маркеров-аппроксиматоров.
1) дело происходит // на степном хуторе // Уже пятый день / бушует вьюга. / Всё вокруг засыпано снегом (ОРД);
2) девятое десятое я дома / одиннадцатого я прихожу / мою руку просто люди не узнают (ОРД).
В примерах (1)–(2) единицы пятый и десятое можно атрибутировать как имена числительные. Однако в других случаях этого нельзя утверждать столь же уверенно:
3) [№ 10, жен., 57] Мы теперешних космонавтов не знаем [№ 4, жен., 38] Я раньше знала / первый / второй / третий / пятый / десятый полетел… [Беседа с социологом на общественно-политические темы (Воронеж) // Фонд «Общественное мнение», 2003];
4) [Галина Симонова, жен.] Я сказала: «Ни то / ни другое / ни пятое меня не трогает [На краю… (Владивосток). Д/ф из цикла «Письма из провинции» (ТК «Культура») 2009].
Примеры (3)–(4) иллюстрируют, как в исследуемых единицах ослабевает идея счета и при этом появляется аппроксимативная функция. Можно наблюдать и полное исчезновение идеи счета:
5) [Ирина, жен.] То есть / я всё понимаю / что вы щас волнуетесь / пятое-десятое / но вот все равно для себя вот как-то вы запишите список вопросов и ставьте там какие-то плюсы-минусы / потому что / если я уже говорю / что я не была в Париже и хочу поехать в Париж / спрашивать меня про море и была ли я уже в Париже / мне… не надо. Чё еще спросим? [Тренинг туристической фирмы // Из коллекции НКРЯ, 2007];
6) там / похоже на то / похоже на это / приходил врач и говорил / ветрянка там / скарлатина / то сё / пятое десятое // (ОРД).
В докладе предлагается анализ употребления единиц пятый и десятый (во всех формах) в устной речи и результаты наблюдений за «поведением» исследуемых единиц на пути их перехода из числительных в разряд маркеров-аппроксиматоров.