XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Происхождение сюжетно-персонажных штампов в фанфикшене на примере фандома «Гарри Поттер»

Наталья Евгеньевна Абарникова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Кинозал
2016-04-21
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются наиболее частотные штампы (сюжетные ходы), встречающиеся в фанфиках (текстах фанатского авторства) фандома (фанатского сообщества) серии романов английской писательницы Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер», выдвигаются гипотезы их происхождения и дается один из вариантов возможной классификации.

Тезисы

Фанфикшен (от англ. fanfiction — 'фанатская фантазия') является одним из наиболее популярных и развивающихся видов интернет-литературы. Несмотря на внешнее разнообразие сюжетов, возникших в результате интерпретации авторами-фикрайтерами исходного текста (далее — канона), последние несколько лет в фанатских текстах (далее — фанфиках) встречаются некоторые частотно повторяющиеся сюжетные ходы, т. н. «штампы» (данный термин используется в самом фанфикшене). Целью исследования является выдвижение гипотез происхождения данных штампов, а также их классификация.
Научные методы исследования фанфикшена лишь начинают формироваться. Исследование проводилось посредством анализа фанфиков и сопоставления их с каноном.
Материалом исследования являются фанфики, размещенные на крупнейших российских фикрайтерских интернет-ресурсах fanfics.me и ficbook.net и принадлежащие к фандому (фанатскому интерпретативному сообществу) серии романов английской писательницы Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» («Harry Potter») как к наиболее продуктивному (около 15 тысяч текстов в русскоязычном сегменте фандома). Поскольку статус некоторых штампов остается неопределенным, в качестве материалов исследования были также использованы данные опросов в тематических группах социальных сетей.
В процессе исследования были выделены следующие группы наиболее частотных штампов:
1. Персонажные штампы:
a. Мери-Сью: чрезмерная идеализация одного из персонажей; два подтипа – введенный оригинальный персонаж либо мерисьюизация одного из персонажей канона;
b. Антропоморфная смерть;
c. Раскаявшийся Драко: Драко Малфой, один из антагонистов канона, становится протагонистом;
d. Дамбигад: Альбус Дамблдор, один из основных протагонистов канона, внезапно становится антагонистом;
e. Уизлигад: семейство Уизли, протагонисты канона, полностью или частично становятся антагонистами.
2. Сюжетные штампы:
a. Наследие: главный герой получает в наследство крупную по меркам канона сумму денег, сверхспособности и т. д.);
b. Смена стороны: главный герой переходит на сторону противника;
c. Предательство друзей: главного героя предают его друзья;
d. Северус Снейп — отец Гарри Поттера: Северус Снейп либо усыновляет Гарри Поттера, либо каким-то образом скрывает факт биологического отцовства.
Результатами исследования стали следующие выводы:
1. На происхождение штампов в большинстве случаев могла повлиять подмена канонного образа персонажа неким другим образом того же персонажа (как правило — образом, воплощенным в одноименной экранизации) в сознании автора фанфика;
2. На происхождение штампов также повлияли уже имеющиеся фанатские построения (Дамбигад и «теория большой игры профессора Дамблдора»).