Отражение архаических представлений о зиме в творчестве группы «Сварга»
Наталия Анатольевна Леонтьева
Докладчик
магистрант 1 курса
Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет
213
2016-04-20
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Работа посвящена проблеме бытования традиционных фольклорных представлений о временах года (зима) в современной культуре. Анализ осуществлялся на примерах творчества рок-группы «Сварга», которое в силу своих особенностей наиболее четко позволяет изучить конкретную авторскую интерпретацию такой базовой категории мировосприятия, как представление о сезонах. Проведенное исследование показывает значительное, но не полное ослабление связи современной интерпретации с прежней традицией в результате их межвременного взаимодействия.
Тезисы
В современной культуре,
бесспорно, присутствуют архаические представления, в том числе и о временах года, и особенно
ярки они в рок-тексте в силу следующих причин: синкретичность слова и исполнения,
что сближает рок-текст с фольклором, стремление к использованию аллюзивных (а
иногда явных) фольклорных образов и мотивов. Однако диалог традиции и
современности приводит к проблеме преобразования древних представлений в
аспекте различных авторских интерпретаций.
В традиционном фольклоре архаические представления о зиме имеют календарно-обрядовую основу (определяет порядок и качество народной жизни), а также неразрывно взаимодействующую с ней ассоциативно-мифологическую составляющую, нашедшую отражение в необрядовом фольклоре. Этот важный комплекс идей тесно связан с национальной картиной мира и характеризуется ярко выраженной амбивалентностью (так, зима соотносится как с мотивом умирания природы, так и с представлениями о её возрождении).
В творчестве современной российской pagan- и folk-metal группы «Сварга» образы и мотивы, связанные с зимой, перманентно представлены почти во всех альбомах, что позволяет на примере 19 отобранных текстов рассмотреть изменение традиционных представлений о зиме.
В произведениях прослеживается утрата амбивалентности архаических представлений. Так, частотно указание на нарушение установленной цикличности года и роли зимы как закономерного этапа смены времен («…этот снег не уйдет, / Не растает весной», «Смотри — солнце уходит навек!»), следовательно, зима предстает лишь в своем негативном аспекте смерти, зла, нескончаемого холода, безумного хаоса забвения («Безумием снега», «К зимней пурге позабудется имя»). Это подкрепляется персонификацией зимы как женского начала именно в его негативной ипостаси («безумная дева»), рядом с которым всегда дикий зверь — волк («волчий язык», «волчий сон», «волчья пурга»), как символ чужого и хаотического, отбирающего жизнь, он нередко противопоставляется чему-то, свойственному человеку (домашние псы, засовы).
Таким образом, в творчестве «Сварги» наблюдается тенденция к постепенному ослаблению связи традиционных представлений с «утилитарной» календарной обрядностью, а на первый план выдвигается мифологическая часть вне ее влияния на обрядность. В интерпретации группы образ зимы в целом олицетворяет враждебное начало, что указывает на частичную установку на однополярность ее восприятия. Современность уже не так остро нуждается в передаче информации об обрядах и даже в их интерпретации в рамках искусства в силу своей объективной оторванности от реалий быта и архаического типа мышления, порождавших сезонную обрядность.
В традиционном фольклоре архаические представления о зиме имеют календарно-обрядовую основу (определяет порядок и качество народной жизни), а также неразрывно взаимодействующую с ней ассоциативно-мифологическую составляющую, нашедшую отражение в необрядовом фольклоре. Этот важный комплекс идей тесно связан с национальной картиной мира и характеризуется ярко выраженной амбивалентностью (так, зима соотносится как с мотивом умирания природы, так и с представлениями о её возрождении).
В творчестве современной российской pagan- и folk-metal группы «Сварга» образы и мотивы, связанные с зимой, перманентно представлены почти во всех альбомах, что позволяет на примере 19 отобранных текстов рассмотреть изменение традиционных представлений о зиме.
В произведениях прослеживается утрата амбивалентности архаических представлений. Так, частотно указание на нарушение установленной цикличности года и роли зимы как закономерного этапа смены времен («…этот снег не уйдет, / Не растает весной», «Смотри — солнце уходит навек!»), следовательно, зима предстает лишь в своем негативном аспекте смерти, зла, нескончаемого холода, безумного хаоса забвения («Безумием снега», «К зимней пурге позабудется имя»). Это подкрепляется персонификацией зимы как женского начала именно в его негативной ипостаси («безумная дева»), рядом с которым всегда дикий зверь — волк («волчий язык», «волчий сон», «волчья пурга»), как символ чужого и хаотического, отбирающего жизнь, он нередко противопоставляется чему-то, свойственному человеку (домашние псы, засовы).
Таким образом, в творчестве «Сварги» наблюдается тенденция к постепенному ослаблению связи традиционных представлений с «утилитарной» календарной обрядностью, а на первый план выдвигается мифологическая часть вне ее влияния на обрядность. В интерпретации группы образ зимы в целом олицетворяет враждебное начало, что указывает на частичную установку на однополярность ее восприятия. Современность уже не так остро нуждается в передаче информации об обрядах и даже в их интерпретации в рамках искусства в силу своей объективной оторванности от реалий быта и архаического типа мышления, порождавших сезонную обрядность.