Лингвокультурологический анализ понятия «мужественность» (на примере текстов русской и немецкой версии журнала GQ)
Ольга Владимировна Михеенкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2016-04-19
11:30 -
11:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе будут представлены результаты исследования культурно обусловленных представлений о мужественности в немецкой и русской лингвокультурах. На примере немецкого и русского издания журнала GQ мы продемонстрируем процесс стереотипизации представлений о мужественнности. Подробно будут рассмотрены ключевые слова, при помощи которых и формируется восприятие данной категории посредством СМИ. На основе собранного материала можно составить «идеальный» портрет современного мужчины в исследуемых культурах.
Тезисы
1. В последнее десятилетие мужественность (нем. Männlichleit) стала объектом
социологического, психологического и
лингвокультурного изучения. Этим объясняется рост различных
исследований по данной теме, проводимых, в частности, и на материале дискурса «мужских» журналов. Представленное в
докладе исследование направлено на то, чтобы лингвистическим путем определить,
какое представление о мужественности создаётся популярными «мужскими» СМИ в
русском и немецком медиадискурсе. В качестве объекта анализа был выбран мужской
журнал GQ по ряду причин: во-первых, это авторитетное
издание, представленное во многих странах; во-вторых, данный журнал
ориентирован на интеллектуальную публику; в-третьих, русское и немецкое издания
созданы в рамках единой концепции, но различаются по содержанию, что открывает
простор для сравнительного лингвокультурологического анализа в рамках
дискурсивных исследований.
2. Были проанализированы шесть выпусков немецкоязычной и шесть выпусков русскоязычной версии GQ (июнь 2015 — ноябрь 2015 г.). Основным методом исследования послужил анализ ключевых слов, выбор которых обусловлен определенным набором критериев, в т. ч. частотность и релевантность. Образ мужчины, освещаемый в текстах журнала, рассматривался с разных позиций: мужчина и его социальная роль (отец, сын, друг и т. д.), мужчина и его профессия (режиссер, повар, бизнесмен и т. д.), мужчина и его стиль жизни (путешествия, мода, работа и т. д.).
3. Стоит отметить тот факт, что журнал пропагандирует только один из возможных видов маскулинности — гегемонную (термин Рейвин Коннел), т. е. речь идет о мужчинах, представляющих собой вершину патриархального общества: они хорошо зарабатывают и обладают властью, что отражается и на выборе языковых средств. Прослеживается четкое противопоставление между мужчинами и женщинами.
2. Были проанализированы шесть выпусков немецкоязычной и шесть выпусков русскоязычной версии GQ (июнь 2015 — ноябрь 2015 г.). Основным методом исследования послужил анализ ключевых слов, выбор которых обусловлен определенным набором критериев, в т. ч. частотность и релевантность. Образ мужчины, освещаемый в текстах журнала, рассматривался с разных позиций: мужчина и его социальная роль (отец, сын, друг и т. д.), мужчина и его профессия (режиссер, повар, бизнесмен и т. д.), мужчина и его стиль жизни (путешествия, мода, работа и т. д.).
3. Стоит отметить тот факт, что журнал пропагандирует только один из возможных видов маскулинности — гегемонную (термин Рейвин Коннел), т. е. речь идет о мужчинах, представляющих собой вершину патриархального общества: они хорошо зарабатывают и обладают властью, что отражается и на выборе языковых средств. Прослеживается четкое противопоставление между мужчинами и женщинами.