XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лингвокультурологический анализ понятия «мужественность» (на примере текстов русской и немецкой версии журнала GQ)

Ольга Владимировна Михеенкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2016-04-19
11:30 - 11:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе будут представлены результаты исследования культурно обусловленных представлений о мужественности в немецкой и русской лингвокультурах. На примере немецкого и русского издания журнала GQ мы продемонстрируем процесс стереотипизации представлений о мужественнности. Подробно будут рассмотрены ключевые слова, при помощи которых и формируется восприятие данной категории посредством СМИ. На основе собранного материала можно составить «идеальный» портрет современного мужчины в исследуемых культурах.

Тезисы

1. В последнее десятилетие мужественность (нем. Männlichleit) стала объектом социологического,  психологического и лингвокультурного изучения. Этим объясняется рост различных исследований по данной теме, проводимых, в частности, и на материале  дискурса «мужских» журналов. Представленное в докладе исследование направлено на то, чтобы лингвистическим путем определить, какое представление о мужественности создаётся популярными «мужскими» СМИ в русском и немецком медиадискурсе. В качестве объекта анализа был выбран мужской журнал GQ  по ряду причин: во-первых, это авторитетное издание, представленное во многих странах; во-вторых, данный журнал ориентирован на интеллектуальную публику; в-третьих, русское и немецкое издания созданы в рамках единой концепции, но различаются по содержанию, что открывает простор для сравнительного лингвокультурологического анализа в рамках дискурсивных исследований.
2. Были проанализированы шесть выпусков немецкоязычной и шесть выпусков русскоязычной версии GQ (июнь 2015 — ноябрь 2015 г.). Основным методом исследования послужил анализ ключевых слов, выбор которых обусловлен определенным набором критериев, в т. ч. частотность и релевантность. Образ мужчины, освещаемый в текстах журнала, рассматривался с разных позиций: мужчина и его социальная роль (отец, сын, друг и т. д.), мужчина и его профессия (режиссер, повар, бизнесмен и т. д.), мужчина и его стиль жизни (путешествия, мода, работа и т. д.). 
3. Стоит отметить тот факт, что журнал пропагандирует только один из возможных видов маскулинности — гегемонную (термин Рейвин Коннел), т. е. речь идет о мужчинах, представляющих собой вершину патриархального общества: они хорошо зарабатывают и обладают властью, что отражается и на выборе языковых средств. Прослеживается четкое противопоставление между мужчинами и женщинами.