XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Фигура Фабрицио в романе «Пармская обитель»: источники создания образа

Маргарита Владимировна Макарова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-04-22
10:40 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе ставится задача рассмотреть источники, использованные Ф. Стендалем при создании образа Фабрицио — главного героя «Пармской обители». Как известно, Стендаль преимущественно заимствовал сюжеты для своих произведений из газетных и исторических хроник, поэтому резонно предположить, что он прибегнул к подобному методу при написании «Пармской обители» и что данный персонаж имел исторические прототипы. Однако, наряду с хрониками, немаловажную роль играет биография писателя, наполеоновский «миф» и национальный характер персонажей, что и будет акцентировано в докладе.

Тезисы

В докладе ставится задача рассмотреть источники, использованные Ф. Стендалем (1783–1842, Stendhal) при создании образа Фабрицио, главного героя романа «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme»). Данные источники носят как исторический характер, в силу того, что представлены в виде оригинальных и переработанных хроник, так и личностный, то есть основаны на биографических сведениях об авторе и соотносятся с другими его текстами. Заимствованиям из хроник, как правило, исследователи придают большее значение (М. Крузе (Crouzet), Б. Г. Реизов). Так, немаловажным будет рассмотреть соотношение между фикциональным и документальным в образе.
Однако стоит также сосредоточить внимание, во-первых, на сходстве биографии автора и биографии его героя, равно как и упомянуть, какое отношение к роману имело увлечение Стендалем фигурой Наполеона. Во-вторых, имеет смысл обратиться к воплощению в Фабрицио национального итальянского характера (Ш. Дедейян (Dédéyan), Б. Г. Реизов), черты которого прослеживаются во многих действующих лицах «Обители» и в прочих произведениях автора.
Таким образом, стоит отметить необходимость многостороннего исследования предпосылок к возникновению фигуры Фабрицио в романе для воссоздания полной картины его замысла.