Интерпретация истории в драматургии Т. Стоппарда на примерах пьес «Травести», «Берег Утопии», «Рок-н-ролл»
Александра Сергеевна Щурина
Докладчик
студент 4 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
190
2016-04-21
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Предметом анализа в докладе является творчество британского драматурга
Т. Стоппарда, в частности, его подход к истории. Исследуются три пьесы
писателя: «Травести», «Берег Утопии» и «Рок-н-ролл». Произведения рассматриваются с точки зрения
наличия в них исторической составляющей. Изучение трех пьес автора, написанных в разные периоды творчества, дает возможность проследить эволюцию драматурга.
Тезисы
Для рассмотрения подхода к истории и заключения вывода об эволюции творчества
драматурга Т. Стоппарда (Stoppard, р. 1937) предметом данного исследования являются пьесы
«Травести» («Travesties»), «Берег Утопии» («The Coast of Utopia») и «Рок-н-ролл» («Rock’n’Roll»). В основе отбора данных пьес — общность ситуаций,
описываемых автором: все события являются частью мировой истории. В связи с
этим представляется проанализировать, каким образом меняется подход драматурга
к изображению истории.
В пьесе «Травести» Стоппард впервые обращается к исторической тематике. Действие в произведении происходит в Первую мировую войну, писатель намеренно сводит в Цюрихе Владимира Ленина, Джеймса Джойса, поэта-дадаиста Тристана Тцару и актера-любителя Генри Карра, исследуя взаимосвязь искусства и революции. Поскольку «Травести» относится к раннему периоду творчества драматурга, то влияние постмодернистской парадигмы оказывается весьма заметным при изображении истории. Драматург выстраивает ситуацию с встречей героев не так, как было исторически верно, а по принципу «как могло бы быть».
Трилогия «Берег Утопии» знаменует собой заметное развитие творческого метода драматурга. В произведении повествуется о России XIX в., когда первые русские эмигранты обрели свой голос. Влияние постмодернистких концепций в трилогии не является доминирующим. Имеет значение использование автором мемуарной литературы - за счет этого усиливается элемент биографизма. Писатель лишает исторические персоналии хрестоматийной прилизанности, герои становятся самоценными, индивидуальными. В трилогии не наблюдается искажения истории; разве что появляется образ Рыжего кота, который символизирует ход истории, ни с кем и ни с чем не считающийся.
Пьеса «Рок-н-ролл» посвящена пражским событиям с периода ввода советских войск в Чехословакию в 1968 г. Данная пьеса отличается от своих вышеупомянутых предшественников. В основе сюжета лежит абсолютно историческая ситуация — Пражская весна. Однако в произведении уже нет исторических лиц. Судьбы главных героев разворачиваются на историческом фоне. Художественные образы помогают углубить историческую правду.
Таким образом, исследование трех пьес автора, написанных на различных этапах творчества, дает возможность проследить эволюцию драматурга в подходе к истории. От увлечения постмодернизмом как детской болезнью «левизны», драматург переходит к осмыслению истории на новом уровне, без навязчивых идей. Проявляется тенденция примирения с историей. Стоппард стремится понять историческую закономерность, выявить взаимосвязь личности и исторического процесса.
В пьесе «Травести» Стоппард впервые обращается к исторической тематике. Действие в произведении происходит в Первую мировую войну, писатель намеренно сводит в Цюрихе Владимира Ленина, Джеймса Джойса, поэта-дадаиста Тристана Тцару и актера-любителя Генри Карра, исследуя взаимосвязь искусства и революции. Поскольку «Травести» относится к раннему периоду творчества драматурга, то влияние постмодернистской парадигмы оказывается весьма заметным при изображении истории. Драматург выстраивает ситуацию с встречей героев не так, как было исторически верно, а по принципу «как могло бы быть».
Трилогия «Берег Утопии» знаменует собой заметное развитие творческого метода драматурга. В произведении повествуется о России XIX в., когда первые русские эмигранты обрели свой голос. Влияние постмодернистких концепций в трилогии не является доминирующим. Имеет значение использование автором мемуарной литературы - за счет этого усиливается элемент биографизма. Писатель лишает исторические персоналии хрестоматийной прилизанности, герои становятся самоценными, индивидуальными. В трилогии не наблюдается искажения истории; разве что появляется образ Рыжего кота, который символизирует ход истории, ни с кем и ни с чем не считающийся.
Пьеса «Рок-н-ролл» посвящена пражским событиям с периода ввода советских войск в Чехословакию в 1968 г. Данная пьеса отличается от своих вышеупомянутых предшественников. В основе сюжета лежит абсолютно историческая ситуация — Пражская весна. Однако в произведении уже нет исторических лиц. Судьбы главных героев разворачиваются на историческом фоне. Художественные образы помогают углубить историческую правду.
Таким образом, исследование трех пьес автора, написанных на различных этапах творчества, дает возможность проследить эволюцию драматурга в подходе к истории. От увлечения постмодернизмом как детской болезнью «левизны», драматург переходит к осмыслению истории на новом уровне, без навязчивых идей. Проявляется тенденция примирения с историей. Стоппард стремится понять историческую закономерность, выявить взаимосвязь личности и исторического процесса.