XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Сюжетообразующая роль территории свершения романных событий в готическом романе М. Г. Льюиса «Монах»

Ольга Александровна Восканян
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

190
2016-04-21
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе будет предпринята попытка описать и проанализировать связь между развитием сюжета и местом свершения романных событий в готическом романе М. Г. Льюиса «Монах» (1796). На основе анализа мы попробуем охарактеризовать жанрообразующие готические мотивы, предопределяющие влияние пространства на развитие романного действия.

Тезисы

Развитие сюжета в готическом романе всегда неразрывно связано с тем, что М. М. Бахтин называл территорией свершения романных событий. Причина этой связи кроется в истории создания «Замка Отранто» («The Castle of Otranto») (1764), первого текста в данном жанре, написанного Г. Уолполом (1717–1797, Walpole), который был вдохновлен своим имением Строберри-Хилл. В своей работе, я попробую показать то, как работает эта связь в романе М. Г. Льюиса (1775–1818, Lewis) «Монах» («The Monk: A Romance») (1796).
Между публикацией «Замка Отранто» и «Монаха» прошло 32 года, что не могло не отразиться на сюжетной организации романа. Лучшая иллюстрация этой жанровой эволюции — наличие в «Монахе» двух сюжетных линий, а так же появление монастыря, выполняющего в тексте те же функции, что и готический замок. Несмотря на подобные изменения, «Монах» в полной мере сохраняет в себе зависимость сюжетного развития от территории свершения романных действий и является неким подведением итогов развитию готического романа в
XVIII в.
Главным местом действия в романе является монастырь, наследующий все особенности готического замка: он является источником готического зла («силы», обеспечивающей сюжетное развитие) и обладает внутренними локусами (кельи, сад, часовня, грот, кладбище) каждый из которых по-своему влияет на развитие романного действия. Например, готическое зло не так сильно влияет на героев, находящихся в часовне, как на героев, находящихся в келье или на кладбище.
Помимо связи между развитием сюжета и местом действия, я выделяю четыре жанрообразующих мотива, характерных для большинства готических романов: мотив инверсии, мотив чуждости, мотив вертикали и мотив замкнутости, которые определяют то, как готические локусы влияют на развитие романного действия. Например, мотив чуждости описывает тяготение готических романов к использованию «чужих» пространств в качестве места действия, поэтому события «Замка Отранто» происходят на юге Италии, «Удольфских тайн» («The Mysteries of Udolpho») (1794) в Швейцарии, а «Монаха» — в Испании.
Таким образом, в своей работе я постараюсь не только описать связь между сюжетом и территорией свершения романного действия, но и продемонстрировать сюжетную логику романа, своеобразные готические законы, которые, как мне кажется, реализуются не только в готических текстах, написанных в XVIII и XIX вв., но и в современной массовой культуре, испытывающей влияние готического жанра.