Опыт составления словаря метакоммуникативных конструкций устной спонтанной речи
Кристина Денисовна Зайдес
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2016-04-20
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Метакоммуникация определяется как комплекс высказываний коммуниканта (-ов) по поводу самого процесса коммуникации. В докладе предлагается закрытый список метакоммуникативных конструкций, свойственных устной спонтанной монологической речи, описываются их функции в данном типе дискурса и оценивается их частотность в речевом материале. С помощью комплексного анализа метакоммуникативных вкраплений в текстах монологов можно показать, какие именно единицы закрепляются в речи информантов и почему. Тяготение отдельных речевых оборотов к оформленным конструкциям и составляет предмет настоящего доклада.
Тезисы
Метакоммуникативные
компоненты речи — это единицы, комментирующие сам процесс речепроизводства,
отражающие языковую саморефлексию говорящего над производимым им речевым материалом. Функциональный анализ метакоммуникативных вставок различных типов в
устной спонтанной речи позволяет сформировать предварительный закрытый список
метакоммуникативных единиц, которые можно назвать повторяющимися элементами
речи с определенной закрепленной за ними функцией, то есть метакоммуникативными
конструкциями. Напр., самой распространенной в устной
монологической речи конструкцией является метакоммуникативная конструкция «всё»,
маркирующая конец выполнения коммуникативного сценария и употребляющаяся в
различных типах монологов — от чтения до свободного рассказа:
1. сопровождается это всё ру… ру… руганью / и озвучиванием ∫ вот ∫ реакции пса / на то что всё [...] всё что ∫ происходит здесь // ну всё / кратко / так вот [женщина, 46 лет, высокий уровень речевой компетенции, юрист, амбиверт, пересказ сюжетного текста];
2. через разрывы в облаках ∫ (э‑э) ∫ проступают звезды / которые можно увидеть // ну вот // как бы ∫ примерно / всё [мужчина, 20 лет, низкий уровень речевой компетенции, юрист, интроверт, пересказ несюжетного текста];
3. ну картина вызывает / такие ностальгические чувства // видно кто-то сюда приходит / вспоминает молодость / ушедшую // скорее всего старушки гуляют // ну всё [женщина, 37 лет, средний уровень речевой компетенции, медик, описание несюжетного изображения];
4. приезжаешь с новыми силами / полный задора и энергии / и‑и (...) первый рабочий день / понедельник / хоть он и чит... считается тяжелым / м‑м (...) такого гнета и какого-то гнетического чувства не испытываешь // всё [мужчина, 30 лет, низкий уровень речевой компетенции, юрист, интроверт, свободный рассказ].
В докладе подчеркивается, что метакоммуникативная вставка — это начальная стадия формирования будущей метакоммуникативной конструкции, а не две различные функциональные группы маркеров. Так, напр., об этом свидетельствует то, что метакоммуникативной конструкции «всё» соответствует развернутое выражение конца высказывания, не являющееся конструкцией, однако выполняющее сходную функцию в дискурсе:
5. вот это прекрасное было бы дополнение к пейзажу // ну всё / я пожалуй завершаю свой монолог / описательный [мужчина, 19–22 года, низкий уровень речевой компетенции, студент, описание несюжетного изображения].
Последний пример иллюстрирует также тенденцию к избыточности, отмечаемую в спонтанной речи: говорящий не может ограничиться менее формальной, носящей разговорно-сниженный характер, но короткой конструкцией, а использует еще и развернутый вариант высказывания.
1. сопровождается это всё ру… ру… руганью / и озвучиванием ∫ вот ∫ реакции пса / на то что всё [...] всё что ∫ происходит здесь // ну всё / кратко / так вот [женщина, 46 лет, высокий уровень речевой компетенции, юрист, амбиверт, пересказ сюжетного текста];
2. через разрывы в облаках ∫ (э‑э) ∫ проступают звезды / которые можно увидеть // ну вот // как бы ∫ примерно / всё [мужчина, 20 лет, низкий уровень речевой компетенции, юрист, интроверт, пересказ несюжетного текста];
3. ну картина вызывает / такие ностальгические чувства // видно кто-то сюда приходит / вспоминает молодость / ушедшую // скорее всего старушки гуляют // ну всё [женщина, 37 лет, средний уровень речевой компетенции, медик, описание несюжетного изображения];
4. приезжаешь с новыми силами / полный задора и энергии / и‑и (...) первый рабочий день / понедельник / хоть он и чит... считается тяжелым / м‑м (...) такого гнета и какого-то гнетического чувства не испытываешь // всё [мужчина, 30 лет, низкий уровень речевой компетенции, юрист, интроверт, свободный рассказ].
В докладе подчеркивается, что метакоммуникативная вставка — это начальная стадия формирования будущей метакоммуникативной конструкции, а не две различные функциональные группы маркеров. Так, напр., об этом свидетельствует то, что метакоммуникативной конструкции «всё» соответствует развернутое выражение конца высказывания, не являющееся конструкцией, однако выполняющее сходную функцию в дискурсе:
5. вот это прекрасное было бы дополнение к пейзажу // ну всё / я пожалуй завершаю свой монолог / описательный [мужчина, 19–22 года, низкий уровень речевой компетенции, студент, описание несюжетного изображения].
Последний пример иллюстрирует также тенденцию к избыточности, отмечаемую в спонтанной речи: говорящий не может ограничиться менее формальной, носящей разговорно-сниженный характер, но короткой конструкцией, а использует еще и развернутый вариант высказывания.