Проблема фокализации в романе В. Вулф «На маяк»
Арсений Николаевич Гаврицков
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2016-04-21
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Исследование
посвящено анализу методов фокализации и техник репрезентации
сознания в романе В. Вулф «На маяк». Рассматривается организация выдержек из
сознания героев путем чередования прямой фиксации потока сознания, «рассказа об
одном через другое» и техники «прокладывания туннелей». Подчеркивается особая
роль тех фрагментов нарратива, в которых представлено сознание неопределенного нарратора.
Затрагиваются проблемы имперсонализации и имперсонифицированного нарратора. Анализируются
случаи устранения автором нарратора и введения неантропоморфного нарратора.
Тезисы
Данное исследование посвящено анализу методов фокализации и техник репрезентации сознания в
романе В. Вулф (1882–1942, Woolf) «На маяк» («To the Lighthouse»). Особенности
чередования нарративных техник позволяют автору организовать текстовый материал
так, что внешний мир и внутренний мир героев, общее и частное, совместное и
разобщенное — все эти оппозитивные ряды основных концептов романа,
сосуществуют, дополняя друг друга и предлагая читателю «гиперсубъективный» взгляд
на художественный мир произведения.
В своих дневниках Вулф называла одним из важнейших для своего творческого метода приемов технику «рассказа об одном через другое»: когда в объектив нарратора попадает та или иная деталь, она тут же провоцирует рассказ о какой-то другой детали, вызывает определенные воспоминания, ассоциации, которые становятся новым центром нарратива. Этот прием в сочетании с прямым воспроизведением потока сознания героев, а также техникой «прокладывания туннелей» (свободного переключения между сознаниями персонажей), которую сама Вулф называла своим главным открытием, позволяет недиегетическому нарратору организовывать выдержки из сознания героев, заставляя звучащее вразнобой множество голосов сливаться в единую мелодию.
Особую роль в каждой из частей романа играют фрагменты нарратива, в которых представлено т. н. сознание неопределенного нарратора («unclaimed consciousness»). Невозможно определить, чей голос звучит в этих фрагментах, чей именно поток сознания становится частью нарратива. В связи с этим затрагиваются проблемы имперсонализации и имперсонифицированного нарратора. Устранение нарратора, способного хоть как-то повлиять на суждение читателя о происходящем, и, в частности, введение неантропоморфного нарратора, представляло для Вулф одну из главных задач при написании романа. Результатами такого устранения становятся, во-первых, предельная плотность текста, а во-вторых, нарратив, в наименьшей степени способный навязывать читателю определенную точку зрения.
В своих дневниках Вулф называла одним из важнейших для своего творческого метода приемов технику «рассказа об одном через другое»: когда в объектив нарратора попадает та или иная деталь, она тут же провоцирует рассказ о какой-то другой детали, вызывает определенные воспоминания, ассоциации, которые становятся новым центром нарратива. Этот прием в сочетании с прямым воспроизведением потока сознания героев, а также техникой «прокладывания туннелей» (свободного переключения между сознаниями персонажей), которую сама Вулф называла своим главным открытием, позволяет недиегетическому нарратору организовывать выдержки из сознания героев, заставляя звучащее вразнобой множество голосов сливаться в единую мелодию.
Особую роль в каждой из частей романа играют фрагменты нарратива, в которых представлено т. н. сознание неопределенного нарратора («unclaimed consciousness»). Невозможно определить, чей голос звучит в этих фрагментах, чей именно поток сознания становится частью нарратива. В связи с этим затрагиваются проблемы имперсонализации и имперсонифицированного нарратора. Устранение нарратора, способного хоть как-то повлиять на суждение читателя о происходящем, и, в частности, введение неантропоморфного нарратора, представляло для Вулф одну из главных задач при написании романа. Результатами такого устранения становятся, во-первых, предельная плотность текста, а во-вторых, нарратив, в наименьшей степени способный навязывать читателю определенную точку зрения.