Сравнение как механизм техники смешного в юмористическом произведении А. Экслера «Записки невесты программиста»
Дарья Александровна Дерюгина
Докладчик
студент 2 курса
Самарский государственный аэрокосмический университет им. ак. С. П. Королёва
Самарский государственный аэрокосмический университет им. ак. С. П. Королёва
188
2016-04-20
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Смеховое начало в литературных произведениях
активно изучается отечественными литературоведами. В основном исследователи
обращаются к литературе XX в.: сочинениям М. М. Зощенко, Тэффи, Дон-Аминадо и
других. Но изучение произведений рубежа XX–XXI вв., где юмор часто связан с развитием новых
технологий, техническим прогрессом, представляется не менее важным. В докладе произведение
А. Экслера «Записки невесты программиста» рассматривается с точки зрения цели, места и
способа использования одного из механизмов техники смешного — сравнения.
Тезисы
«Техника смешного — это система специфических
словесных приемов, активно способствующих возникновению комического эффекта,
неожиданной смеховой реакции» [Голубков С. А. Техника смешного в литературном произведении. Самара,
2014. С. 4]. Наряду с иронией, каламбуром, контрастом,
гиперболой, аллегорией, авторы произведений часто используют и такой «механизм»
техники смешного, как комическое сравнение. Пользуется этим приемом во многих
своих произведениях и в частности в «Записках невесты программиста» и А. Экслер.
Всего в «Записках…» Экслер использует 55 разнообразных сравнений. В первую очередь смех вызывает неожиданное употребление нестандартного сравнения, т. к. текст изобилует и обычными, часто употребляемыми, устойчивыми: «стал красный, как рак», «покраснел, как маков цвет», «молчала, как партизан» и т. п. Также в тексте есть обороты, создающие комический эффект за счет изменения одного или нескольких компонентов устойчивого сравнения. Например, «порву, как Шарик фуфайку», «вокруг меня перспективных поклонников роилось — вагон и маленький бронепоезд».
На этом фоне оригинальные комические сравнения появляются неожиданно для читателя. Наиболее часто они используются для образной характеристики какого-либо звука, шума или речи (17 примеров): «орали, как стадо бизонов при встрече с паровозом», «голос мрачный, как у слона во время сафари», «звук получился что надо — как будто Царь-колокол свалился на Царь-пушку» и т. д.
Частотны и сравнения, характеризующие труд, работу, деятельность (10 примеров): «приходится, как пчелке кокосовой, по всему офису лазить», «пахал, как трактор "Беларусь"» на частном огороде» и т. д. В пяти примерах описывается состояние, настроение, самочувствие человека: «здоров, как бегемот», «сиял, как Солнце над Зимбабве», «надулся, как стратостат перед взлетом» и т. д. Отдельно следует отметить сравнения, связанные с компьютеризацией и компьютерным юмором (восемь примеров): «бегаю за ним, как курсор за мышкой», «свадьба сама подготовится и проведется, как по мановению волшебного джойстика», «греется, как третий пень» (имеется в виду процессор Intel Pentium 3).
Экслер создает комическое, как правило, с помощью абсурдизации объекта сравнения и такого приема, как «нарушения логических норм». Например, «ревел, как смертельно раненый бананом крокодил», «орал, как крокодил во время испытательного полета», «орал, как крокодил, перерабатываемый в сумочку».
Экслер активно использует сравнение как средство создания комического. В произведении «Записки невесты программиста» сравнения сочетаются с приемами неожиданности, абсурдизации и «нарушением логических норм». Интересная особенность некоторых сравнений — современный компьютерный юмор, который является неотъемлемой частью всего произведения в целом.
Всего в «Записках…» Экслер использует 55 разнообразных сравнений. В первую очередь смех вызывает неожиданное употребление нестандартного сравнения, т. к. текст изобилует и обычными, часто употребляемыми, устойчивыми: «стал красный, как рак», «покраснел, как маков цвет», «молчала, как партизан» и т. п. Также в тексте есть обороты, создающие комический эффект за счет изменения одного или нескольких компонентов устойчивого сравнения. Например, «порву, как Шарик фуфайку», «вокруг меня перспективных поклонников роилось — вагон и маленький бронепоезд».
На этом фоне оригинальные комические сравнения появляются неожиданно для читателя. Наиболее часто они используются для образной характеристики какого-либо звука, шума или речи (17 примеров): «орали, как стадо бизонов при встрече с паровозом», «голос мрачный, как у слона во время сафари», «звук получился что надо — как будто Царь-колокол свалился на Царь-пушку» и т. д.
Частотны и сравнения, характеризующие труд, работу, деятельность (10 примеров): «приходится, как пчелке кокосовой, по всему офису лазить», «пахал, как трактор "Беларусь"» на частном огороде» и т. д. В пяти примерах описывается состояние, настроение, самочувствие человека: «здоров, как бегемот», «сиял, как Солнце над Зимбабве», «надулся, как стратостат перед взлетом» и т. д. Отдельно следует отметить сравнения, связанные с компьютеризацией и компьютерным юмором (восемь примеров): «бегаю за ним, как курсор за мышкой», «свадьба сама подготовится и проведется, как по мановению волшебного джойстика», «греется, как третий пень» (имеется в виду процессор Intel Pentium 3).
Экслер создает комическое, как правило, с помощью абсурдизации объекта сравнения и такого приема, как «нарушения логических норм». Например, «ревел, как смертельно раненый бананом крокодил», «орал, как крокодил во время испытательного полета», «орал, как крокодил, перерабатываемый в сумочку».
Экслер активно использует сравнение как средство создания комического. В произведении «Записки невесты программиста» сравнения сочетаются с приемами неожиданности, абсурдизации и «нарушением логических норм». Интересная особенность некоторых сравнений — современный компьютерный юмор, который является неотъемлемой частью всего произведения в целом.