Иван Вазов о славянском братоубийстве в первую мировую войну
Игорь Иванович Калиганов
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт славяноведения РАН
Институт славяноведения РАН
211
2015-03-12
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Иван Вазов (1850–1921) —
патриарх болгарской национальной литературы конца XIX — первых десятилетий XX в. Его творческий дар проявился практически во всех
жанрах национальной словесности: прозе, поэзии, драматургии, детской литературе.
Тезисы
Иван Вазов
(1850-1921) – патриарх болгарской национальной литературы конца XIX – первых
десятилетий XX в. Его
творческий дар проявился практически во всех жанрах национальной словесности:
прозе, поэзии, драматургии, детской литературе. Он создал первый болгарский
романа «Под игом», получивший мировую известность и переведенный на десятки
иностранных языков. И. Вазова собирались номинировать в Швеции на Нобелевскую
премию в области литературы, но эта инициатива заглохла из-за
военно-политических катаклизмов в Юго-Восточной Европе: Балканских войн
1912-1913 гг. Во время этих войн Болгария, Греция и Сербия сначала сообща
отвоевали у Турции населенные болгарами, сербами и греками земли, но, одержав
победу, не смогли договориться между собой о справедливом дележе приобретений.
Между бывшими союзниками вспыхнула война: с севера на Болгарию двинулись сербы,
дойдя почти до Софии, с юга напирали воспрянувшие турки, а с северо-востока в
спину неожиданно ударила затаившаяся на время Румыния. Болгария потерпела
полный разгром и вынуждена была заключить унизительный для себя Бухарестский
мир.
И. Вазов проявил себя патриотом, он поддерживал справедливую для Болгарии войну, испытал прилив воинственных чувств, но постепенно поддался милитаристским настроениям. Писателям-милитаристам дорога в Нобелевские лауреаты, разумеется, была заказана.
В еще более сложную ситуацию И. Вазов попал в Первую мировую войну, когда Болгария выступила на стороне блока Центральных государств, оказавшись в одном стане с Германией, Австро-Венгрией и Турцией и выступив против России, Сербии и Греции. В 1916 г. в Добрудже сошлись лицом к лицу болгары, турки и немцы, сражаясь против русских, румын, сербов и хорватов. Все это вызвало страшную сумятицу в умах болгар: бывшие угнетатели турки награждали болгар за храбрость в борьбе против их бывших освободителей русских и румын, а болгары удостаивали орденов и медалей турок, которые помогали им отвоевывать и румын населенную болгарами Добруджу. Прогерманскую ориентацию Болгарии осудил в своем открытом письме «Торгующим в храме» известный русский писатель Леонид Андреев. Он уподоблял в нем Болгарию Иуде, продающему славян за сребреники ради своих политических интересов. Болгария, по его словам, страна-предатель, у нее славянское сердце, но немецкие мозги, одну руку она держит ладонью вверх, а в другой сжимает нож для братского горла Сербии. Писатель уподоблял Болгарию скотине в немецком стойле, которую поведут на убой, когда польются потоки братской крови.
Письмо Л. Андреева вызвало всплеск негодования среди болгарских писателей: на него откликнулись Антон Страшимиров, Кирил Христов, Димо Кёрчев, Стилиян Чилингиров, Любомир Бобевский и другие творцы. Не остался в стороне и Иван Вазов. Будучи последовательным русофилом, он не смог стерпеть несправедливые упреки русского писателя. В своем ответном письме И. Вазов писал о том, что Л. Андреев ослеплен злобой и гневом и не в состоянии увидеть истину, он не знает и никогда не захочет по-настоящему узнать болгар. Он строит свои суждения о болгарах со слов изменников сербов, которые совершили столько неправд и несправедливостей в отношении своих болгарских братьев. В то же время у болгар никогда не было намерения завладеть землями сербских соседей. Болгары как народ никогда не торговали своей совестью, не предавали своих славянских братьев, не забывали о своих обязанностях. По мысли И. Вазова, русский писатель превратился в сербский рупор, потому что у сербов не хватает ни куража, ни моральной силы, чтобы явиться лично к болгарам и бросить им в лицо несправедливые обвинения.
Возмущение письмом Л. Андреева не искоренило в душе И. Вазова любовь к России. Она продолжала жить в поэзии писателя, он искренне сожалел и изумлялся славянскому братоубийству.
И. Вазов проявил себя патриотом, он поддерживал справедливую для Болгарии войну, испытал прилив воинственных чувств, но постепенно поддался милитаристским настроениям. Писателям-милитаристам дорога в Нобелевские лауреаты, разумеется, была заказана.
В еще более сложную ситуацию И. Вазов попал в Первую мировую войну, когда Болгария выступила на стороне блока Центральных государств, оказавшись в одном стане с Германией, Австро-Венгрией и Турцией и выступив против России, Сербии и Греции. В 1916 г. в Добрудже сошлись лицом к лицу болгары, турки и немцы, сражаясь против русских, румын, сербов и хорватов. Все это вызвало страшную сумятицу в умах болгар: бывшие угнетатели турки награждали болгар за храбрость в борьбе против их бывших освободителей русских и румын, а болгары удостаивали орденов и медалей турок, которые помогали им отвоевывать и румын населенную болгарами Добруджу. Прогерманскую ориентацию Болгарии осудил в своем открытом письме «Торгующим в храме» известный русский писатель Леонид Андреев. Он уподоблял в нем Болгарию Иуде, продающему славян за сребреники ради своих политических интересов. Болгария, по его словам, страна-предатель, у нее славянское сердце, но немецкие мозги, одну руку она держит ладонью вверх, а в другой сжимает нож для братского горла Сербии. Писатель уподоблял Болгарию скотине в немецком стойле, которую поведут на убой, когда польются потоки братской крови.
Письмо Л. Андреева вызвало всплеск негодования среди болгарских писателей: на него откликнулись Антон Страшимиров, Кирил Христов, Димо Кёрчев, Стилиян Чилингиров, Любомир Бобевский и другие творцы. Не остался в стороне и Иван Вазов. Будучи последовательным русофилом, он не смог стерпеть несправедливые упреки русского писателя. В своем ответном письме И. Вазов писал о том, что Л. Андреев ослеплен злобой и гневом и не в состоянии увидеть истину, он не знает и никогда не захочет по-настоящему узнать болгар. Он строит свои суждения о болгарах со слов изменников сербов, которые совершили столько неправд и несправедливостей в отношении своих болгарских братьев. В то же время у болгар никогда не было намерения завладеть землями сербских соседей. Болгары как народ никогда не торговали своей совестью, не предавали своих славянских братьев, не забывали о своих обязанностях. По мысли И. Вазова, русский писатель превратился в сербский рупор, потому что у сербов не хватает ни куража, ни моральной силы, чтобы явиться лично к болгарам и бросить им в лицо несправедливые обвинения.
Возмущение письмом Л. Андреева не искоренило в душе И. Вазова любовь к России. Она продолжала жить в поэзии писателя, он искренне сожалел и изумлялся славянскому братоубийству.