Кино-нарратив и его фреймы: непризнаваемые свидетельства
Светлана Александровна Мартынова
Докладчик
старший преподаватель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
25
2015-03-14
11:35 -
12:10
Ключевые слова, аннотация
В
статье рассмотрены два плана формирования нарратива кино, связанные с проблемным
маркированием позиции свидетеля. Первый план (10-е, 20-е гг. XX в.)
связан с испытанием и определением границ кино-нарратива через осуждение тех,
чьи свидетельства не могут быть признаны. Второй план (80-е, 90-е гг. XX в.)
связан с включением в кино-нарратив непризнаваемых свидетельств, которые не
различают кино и повседневность, компрометируют прочтение кино-нарратива, распознавание
его фрейма. Такие свидетельства выступают как событие через обращение киноповествования к своему иному началу.
Тезисы
1. Включение
свидетельства в кино обусловлено исключительной значимостью и заманчивостью опыта
свидетеля – уникальностью встречи свидетеля с тем, что произошло и последующей
его интерпретацией. Включённое в кино-нарратив свидетельство определяет смысловую
и сюжетную линию кино-текста, выявляет контекст формирующихся значений. На
структурообразующем уровне свидетельство связывает кино-текст с иными текстами
– текстами повседневности, сакрального пространства (свидетельства пострадавших,
свидетели божественного и т. д.). В пределе кино рефлексирует, на каких
свидетельствах оно выстраивается и каким образом они включаются в кино-нарратив.
2.
Опора на свидетельство в раннем кинематографе
(хроники) оказывается очевидной и значимой. Более того, свидетельство и выразительные
средства кино усиливают друг друга (Красный флаг в фильме «Броненосец Потёмкин»).
Вместе с тем, кино показывает те ситуации, в которых сам принцип свидетельства подвергнут
сомнению, осуждению, насмешке. Одним из примеров такого отношения к
свидетельству является фильм 1912 г. «Месть кинематографического оператора», в
котором развитие сюжета, выстраиваемого на основе свидетельства, включает сцену
наказания свидетеля-оператора (он попадает в тюрьму). Вторым примером непризнаваемого свидетельства является фильм 1920 г. «Кабинет доктора Калигари»,
в котором под сомнение ставится рассказ свидетеля событий. Непризнание
свидетельства не только выступает одной из сюжетных сцен, но и реализовано на
структурообразующем уровне. Под сомнение поставлен контекст кино – свидетельство
или безумие (герой признаётся в конце фильма сумасшедшим)? Характерно, что как
в фильме 1910 г., так и в фильме 1920 г. свидетель помещён в месте лишения
свободы (психиатрическая лечебница). В этом жесте, на наш взгляд, реализовано
характерное для раннего кинематографа отношение к тем свидетельствам, которые невозможно
признать (по причине их противоречия интересам того, кто признаёт или их
само-дискредитацией) ‒ они изолируются, берутся в плен внутри кино-нарратива.
3.
В конце XX в. мы сталкиваемся с рядом
фильмов, где значимы непризнаваемые свидетельства, которые нарочито включены в
кино-нарратив и, более того, которые не признаны в силу того, что они не
отличают кино от повседневности. Общий контекст фильмов «Укол зонтиком» (1980
г.) и «Андеграунд» (1995 г.) связан с размещением героев (Грегуар Леконт и
Чёрный) в их собственном мире (подземелье и воображаемый мир съёмок), по
причине чего герои не могут выступать свидетелями явлений, происшествий. В
кульминационный момент, когда герои выносят суждение о том, что происходит
вокруг них, они исключительно ошибаются. В фильме «Андеграунд» Чёрный вместо
снимаемого кино видит реальные фигуры, напротив, в фильме «Укол зонтиком» Леконт
просит переснять сцену, не распознаёт в ней реальное убийство. Внутри киноповествования
обозначена проблема‒ отрицание героем кино-нарратива или, напротив, его
фиксация там, где его нет. В связи с этим фиксирована утрата в субъективном
восприятии фрейма кино-нарратива, т. е. той смысловой и выразительной
целостности, на фоне которой прояснены её части (фрагментация без целого
становится ложно истолкованной или остаётся только сохраняемый в ожидании
контекст). Характерно, что в итоге сюжетные развёртки фильмов и не «стирают», и
не одобряют такие свидетельства. Последние выступают как событие через обращение киноповествования к своему иному началу.
4.
Обозначение
«сумеречной зоны» кино-текста в рассмотренных двух последних случаях связано с
нарочитым включением в кино-нарратив опыта ошибочного свидетельства, не
отличающего кино от иного ему. Обращение
кино к непризнаваемым, но, тем не менее, компрометирующим его свидетельствам
обнажает ситуации нераспознавания кино-нарратива и утраты фрейма последнего. И
сохранён вопрос начала кинематографа - на какие свидетельства может опираться
кино?