Формирование заголовочного комплекса в текстах периодических газет XVIII века (на материале австрийских газет)
Ирина Владиленовна Георгиади
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
204
2015-03-12
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В работе рассматривается
процесс возникновения и формирования одного из важных структурных элементов
газетной публикации — заголовка/заголовочного комплекса на протяжении XVIII века. Описываются
типы заголовков и подзаголовков, их функции, а также виды связи заголовочного комплекса с текстом в
зависимости от специфики последнего (на материале австрийских газет).
Тезисы
В ранних периодических
газетах заголовки не играют сколько-нибудь значительной роли. Этот факт связан,
в том числе и с отсутствием одной из главных, в современном понимании, функций
заголовка – его рекламной функции, цель
которой – привлечение внимания к статье. Так как объем периодической газеты в
начале XVIII века составлял четыре-восемь листов, ее читали от начала до конца.
Таким образом, в заголовке, привлекающем внимание, не было необходимости. Кроме этого, первоначальным элементом
членения текста являлась не отдельная новость, а корреспонденция, полученная
редактором газеты от своего корреспондента.
Эта корреспонденция представляла собой
несколько зачастую не связанных друг с другом политических новостей, и
роль заголовка выполняло обозначение места и даты получения корреспонденции. Помимо политических
новостей текст газеты состоял из разного рода объявлений, в том числе
рекламных, которые имели два варианта заголовка: «нулевой» или «NB», под которым
могло быть собрано несколько совершенно разных объявлений. В противоположность
«нулевому» заголовку объявлений и довольно кратких политических новостей, уже в
первой половине XVIII века некоторые газетные
«статьи» обладают как односложными (простыми), так и сверхдлинными (сложными)
заголовками. Последние можно назвать скорее заголовочными комплексами,
состоящими из заголовка и подзаголовка двух типов, содержащего либо уточнение,
либо развитие темы заголовка. Объем таких заголовочных комплексов колеблется
весьма сильно, до 100 и более слов. Такая длина объясняется тем объемом
информации, которую авторы стремились поместить в пределах заголовочного комплекса «статьи». Он зачастую
является мини-рассказом не только того что произошло, но и где, когда, при
каких обстоятельствах, при участии каких лиц, с перечислением всех званий,
титулов и регалий этих лиц и пр. Конечно, такой заголовочный комплекс имел,
прежде всего, информативную и назывную функции. Но фактическая информация в
таком заголовке могла обладать некоторыми экспрессивными и эмоционально
окрашенными элементами. Это позволяет говорить о том, что такой заголовок имел также
эмотивную и рекламную функции. Наиболее длинными заголовочными
комплексами обладают военные новости, представленные отчетами и дневниками с
места сражений (Bericht,Diarium),речи и
обращения высокопоставленных лиц (Anrede,Rede), сообщения о стихийных бедствиях и эпидемиях. Намного
короче и лаконичнее заголовочные комплексы различных списков и перечней, например умерших, родившихся, прибывших в город лиц (Lista, Verzeichnuß,Tabella),
письма политических и военных деятелей (Auszug der Schreiben,Brief),опубликованные полностью или отрывки из них, также их
переводы, отчеты о метеорологических
наблюдениях (Meteorologische Beobachtungen). Как правило, простые, т.е. односложные заголовки имеют публикуемые документы – указы,
эдикты, манифесты и пр.(Edict, Manifest).
Во второй половине
восемнадцатого века появляются публикации,
посвященные экономическим новостям
(Zollordnung und Tarif,Getreidepreis),
и новостям науки и культуры (Gelehrte Sachen,Gelehrte Nachrichten). Появляется новый вид газетной статьи - в виде рассказа, лекции или письма
какого-либо известного лица, профессора, доктора, писателя, сообщается об
открытиях, изобретениях, экспериментах, даются различного рода советы и
рекомендации. Это может быть и научный спор, тема которого вынесена в заголовок: «Vindobona Romana, das ist: die Stadt Wien in Österreich vor und zu Zeiten
der alten Römer»,или «Versuch eines Beweises, daß die Sonne kein Feuer
seh.». Именно в публикациях такого
типа наблюдается наибольшее разнообразие видов заголовочных комплексов, которые
к тому же обладают максимально возможным набором функций, свойственных
заголовку.
Можно говорить о том, что к
концу XVIII века уже существуют определенные типы заголовков,
подзаголовков и заголовочный комплекс
приобретает все функции, свойственные ему как определенному явлению
газетной речи.