К вопросу об организации дистанции между текстом и реципиентом: современная социальная реклама
Дмитрий Кириллович Баранов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2015-03-11
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
С темой дистанции между
текстом и реципиентом связан комплекс вопросов о мере условности мира произведения, о
том, как выстраиваются отношения с внешней реальностью,
с художественной традицией, как формируется имплицитный читатель.
В докладе описываются
некоторые стратегии изменения дистанции внутри одного текста.
Материалом для доклада
послужила социальная реклама. Именно анализ примитивных, но показательных
текстов помогает сделать ряд наблюдений, полезных для исследования темы
дистанции, а следовательно, в целом процесса коммуникации между реципиентом и текстом.
Тезисы
Многие современные исследования затрагивают проблему
дистанции между текстом и реципиентом. С этой проблемой связан комплекс
вопросов: насколько текст демонстрирует собственную условность, «сделанность»,
как выстраивает отношения с внешней реальностью и другими текстами, с
художественной традицией. Именно наличие определенной, правильной для того или
иного случая дистанции, по мысли К. Метца, определяет саму возможность
продуктивного взаимодействия с художественным текстом. Если дистанция слишком
мала и кинозритель воспринимает происходящее на экране как реальность,
полностью забывая о том, что перед ним лишь организованный особым образом набор
пятен света, падающих на белую поверхность, перед нами психическое отклонение.
Если же дистанция слишком велика, и зритель не может отвлечься от реальности,
он никогда не сможет сопереживать этим «пятнам света», не будет испытывать
страх, плакать, смеяться при соприкосновении с кинотекстом. Любой
художественный жанр по-своему выстраивает подходящую именно для него дистанцию
со зрителем или читателем. И любой текст может в этом плане отличаться от всех
прочих.
Материалом доклада послужила современная социальная реклама
(в первую очередь - видеоролики, транслируемые по телевидению и интернету) и,
отчасти, городские плакаты. Т.о., речь в докладе идет о нехудожественных
текстах, использующих некоторые стратегии текстов художественных, и о том, какими
способами формируется в них имплицитный читатель. В аспекте прагматики,
социальная реклама максимально, на первый взгляд, ориентированная на внешний
мир, имеет ряд сюжетных, композиционных, повествовательных особенностей. Они и
стали предметом анализа, например: идейная сосредоточенность на постулировании
некоторой нормы (социальной, законодательной) и связанный с ней ряд структурных
шаблонов.
В социальной рекламе существует два наиболее
распространенных типа сюжета: норма не нарушается - художественный мир
прекрасен; норма нарушается - художественный мир ужасен. Внутри мира текста наличествует
субъект, наблюдающий за происходящим. Именно с ним может быть соотнесен
реципиент. Для социальной рекламы характерно специфическое выстраивание
звукового и цветового рядов, направленных на концентрацию зрительского внимания
на тех или иных деталях. Одновременно социальная реклама ориентирована на
традиции коммерческой рекламы; а также ей свойственно использование приемов,
характерных для определенных жанров художественного кино. Рассмотрение всего
перечисленного позволяет сделать ряд выводов о степени условности анализируемых
текстов, а также о традиционном для них движении: о сокращении дистанции между
текстом и реципиентом в финале видеоролика. С этой интенцией текста связано
частое увеличение в финале количества элементов текста, максимально стимулирующих
воображение зрителя (наиболее показательным оказывается шаблонное исчезновение
красочной картинки и возникновение текста на контрастном фоне). Подобное
движение, реализуемое менее очевидным образом, встречается и в текстах
художественной литературы, и в кино. Именно анализ примитивных, но по-своему
показательных текстов помогает сделать ряд наблюдений, полезных для
исследования процесса коммуникации между реципиентом и художественным текстом
во всей его сложности.