История литературы и нарратология: возможности преодоления методологического конфликта
Евгений Анатольевич Филонов
Докладчик
научный сотрудник
Российская национальная библиотека
Российская национальная библиотека
201
2015-03-13
14:50 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
Сегодня можно встретить много примеров взаимного недоверия
нарратологов и историков литературы. Перегруженность теорией и недостаток
внимания к конкретному материалу, характерный для целого ряда нарратологических
работ, зачастую вызывает предубеждение литературоведов. Скепсис же нарратологов по
отношению к традиционным формам историко-литературных исследований объясняется
обсуждаемым в настоящее время «кризисом истории литературы», который связан с
проблемой поиска ее теоретических оснований. В докладе предпринята попытка
проследить возможности преодоления этого методологического конфликта.
Тезисы
Современная
нарратология унаследовала главное свойство формализма и структурализма — их принципиальную
неисторичность. Предлагая универсальный категориальный аппарат для анализа
различных нарративных феноменов в системе культуры, теория повествования, по
сути, оказывается не в состоянии описать художественный нарратив как
специфический феномен. В рамках исторической поэтики художественная литература
понимается как динамичная система, а
история литературы — как диалектический
процесс, для описания которого структурно-типологический подход является
недостаточным [1; 2]. Т. о., использование широких аналитических
возможностей нарратологии в литературоведческом (то есть историко-литературном)
исследовании представляется проблемой.
«Диахронизация»
повествовательной теории (широко обсуждаемая нарратологами в последнее
десятилетие) понимается большинством исследователей как задача очередной
модификации некоей универсальной классифицирующей системы [4; 5]. Подобные
разработки едва ли могут стать решением выше обозначенной проблемы, требующей
не усовершенствования типологии, а совмещения структурно-типологического и
герменевтического подходов. Между тем, в ходе теоретического развития
нарратологии, кажется, уже был намечен путь, предоставляющий возможность такого
совмещения, — он связан с исследовательским потенциалом категории события.
В настоящее
время событийность осознана теоретиками как герменевтическая категория: будучи значимым нарушением нормы, событие в
конкретном нарративе зависит от субъекта и контекста его интерпретации [3].
Рассматривая художественное повествование как феномен литературы, под общим
контекстом событийности следовало бы понимать литературную эпоху (как часть целого литературного процесса)
[представление о литературной эпохе как динамичном и диалектичном феномене
сформулировано в рамках исторической поэтики П. М. Медведевым
(М. М. Бахтиным) и А. В. Михайловым — см.: 1; 2]. При этом
очевидно, текст является не только фактом литературной эпохи, но и актом
коммуникации. Соответственно субъект событийности (в самом широком смысле)
может быть соотнесен с фигурой имплицитного читателя — именно в перспективе
читателя то или иное нарушение нормы получает релевантность в смысловой
организации текста.
В аспекте
исторической поэтики концептуализировать контекстную и субъектную
обусловленность события в художественном нарративе можно посредством понятия литературной конвенции. Конвенция — это
некое характерное для определенной эпохи представление о природе и основаниях
литературного творчества, разделяемое одинаково писателями и читателями и
предшествующее эстетической коммуникации. Подобный подход требует рассматривать
повествовательную структуру текста, принадлежащего той или иной литературной
системе, как реализацию конвенционально заданной (а не универсальной) модели, —
что позволяет преодолеть «ахронность» [4] структуральной нарратологии.
Литература:
1. Медведев П. Н. Бахтин под маской. Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993
2. Михайлов А. В. Методы и стили литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2008
3. Шмид В. Событийность, субъект и контекст // Событие и событийность. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2010. С. 13–23
4. de Jong, Irene J. F. Diachronic Narratology. (The Example of Ancient Greek Narrative) // The living handbook of narratology / Ed. by P. Hühn et al. — Hamburg: Hamburg University. [URL = http://www.lhn.uni-hamburg.de/article/diachronic-narratology-example-ancient-greek-narrative ― дата обращения: 25.01.2015]
5. Fludernik, Monika. The Diachronization of Narratology // Narrative. Oct., 2003. Vol. 11, № 3. P. 331–348
Литература:
1. Медведев П. Н. Бахтин под маской. Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993
2. Михайлов А. В. Методы и стили литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2008
3. Шмид В. Событийность, субъект и контекст // Событие и событийность. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2010. С. 13–23
4. de Jong, Irene J. F. Diachronic Narratology. (The Example of Ancient Greek Narrative) // The living handbook of narratology / Ed. by P. Hühn et al. — Hamburg: Hamburg University. [URL = http://www.lhn.uni-hamburg.de/article/diachronic-narratology-example-ancient-greek-narrative ― дата обращения: 25.01.2015]
5. Fludernik, Monika. The Diachronization of Narratology // Narrative. Oct., 2003. Vol. 11, № 3. P. 331–348