Русское эссе: влияние истории становления жанра на специфику его канона
Елена Валериановна Бузальская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
164
2015-03-11
17:15 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Статья
посвящена истории становления жанра эссе в России XX–XXI вв.
Автор рассматривает предпосылки возникновения жанра, оспаривает суждение о
«неестественности» данного жанра для
русской культуры; выявляет национально-специфические черты эссе, анализирует
этапы формирования характеристик жанра эссе в научных исследованиях 1970–2010-х
гг. На основании полученной информации автор статьи делает вывод о влиянии
истории становления жанра на специфику его канона
Тезисы
Эссе
является одним показателей свободы слова, его канон постулирует значимость
субъективного взгляда на события и явления окружающего мира. Словарные
определения эссе, а также определения этого жанра в научной литературе
неоднозначны. Часть исследователей описывает эссе как отдельный жанр, другие
считают его лишь манерой подачи информации, третьи анализируют этот жанр с
позиций проверочной работы по дисциплинам гуманитарного цикла. Сложность
трактовки данного явления является следствием его природы и пути становления в
пространстве культуры. В России основание
жанра можно считать литературоведческие критические статьи и жанр литературного
портрета. Становление канона жанра
пришлось на 1900-1920годы, когда вышли «Силуэты русских писателей» Юрия
Айхенвальда (1906), «Книга отражений» Иннокентия Анненского (1905), «Лики
творчества» М. Волошина (1914). Жанровая принадлежность данных работ до сих пор
приводит некоторых исследователей к мысли о том, что «лики», «силуэты»,
«отражения» представляют собой самостоятельные жанры. В вышедших в 1910 годы сборниках
«Далёкие и близкие» В. Брюсова (1912),
«Русские камена» Б. Садовского (1910) авторы начинают именовать свои
произведения уже как эссе. Таким образом, можно сказать, что становление жанра
эссе в России пришлось на 1910-1920 годы
и было обусловлено готовностью общества воспринимать субъективные размышления
писателей о литературе и современниках как значимые явления культуры.
Основанием эссеистики в России стали не личные записи (как во Франции), не
научно-философские и политические трактаты (как в Англии), а литературные статьи
и портреты – результаты психологического и литературоведческого анализа.
Дальнейшая
судьба жанра оказалась непростой: как жанр, основополагающими характеристиками
которого являлись противные «советскому сознанию» индивидуальность и
критическое осмысление действительности в противовес общественному мнению,
начиная с 1930-ых годов эссе официально исчезает из советской литературы. В
связи с этим в тех землях, которые входили в состав СССР, появление эссе относят либо к 1920-м годам, как например
грузинское литературное эссе, либо к 1980-м годам, как, например, мордовское. Только
в 1960-е годы эссе начинает возрождаться как самостоятельный жанр. Тематика этих
эссе возобновила традицию создания «силуэтов» и «ликов», усиленную процессами
возвращения произведений и авторов из эмиграции. Вероятно, поэтому при составлении классификации вариантов жанра
в 1990-е годы выделяли как наиболее частотные литературоведческое эссе,
эссе-размышление на морально-эстетические темы, лирическое (поэтическое). К менее
частотным относили эссе-путевые заметки,
эссе-портрет, эссе-письмо. Попытки создать классификацию жанра продолжились в
2000-ых годах. В это время эссе уже становится одним из популярнейших жанров
самовыражения, который существует в художественной,
художественно-публицистической, публицистической, научно-публицистической
сферах. Вследствие этого исследователи признают, что эссе может принимать форму
различных жанров – от статьи до стихотворения и становиться проводником
бессчётного количества тем. В настоящее время трактовки эссе в отечественной
науке почти полностью совпадают с определениями, даваемыми этому жанру
западными исследователями. Отсутствие полной типологии вариантов реализации
этого жанра свидетельствует о продолжении его становления и расширения сферы
влияния за счёт «смежных» жанров.
Можно сказать, что эссе не только отражает в
целом состояние общества (свободу мышления, глубину самовыражения и
сосредоточение рефлексии на центральных темах), но и оказывает существенное
влияние на формирование культуры народа.
Канон
русского эссе имеет структурные, тематические особенности (рефлексия авторов русского
эссе сосредоточена преимущественно на фактах, связанных с литературой и
искусством), что отражается на выборе специфики формальной организации эссе.