Номинации и обращения как параметры прагматического анализа (на материале необрядовых песен Мезени)
Антонина Сергеевна Семенова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2015-03-12
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен
прагматике песенного фольклора. Номинации и обращения, употребленные в тексте,
его риторико-стилистическая форма — параметры, делающие возможным анализ
прагматики песен разных жанров. В результате анализа выявляются речевые
стратегии, заложенные в песнях, составляющих локальный репертуар.
Тезисы
Мой интерес к данной
теме спровоцирован работой над научно-исследовательским проектом
«Коммуникативные параметры жанров русского фольклора: номинации и обращения»,
осуществляемой группой фольклористов на филологическом факультете
Санкт-Петербургского государственного университета. Нашей исходной предпосылкой
является положение о том, что фольклор представляет собой речевую деятельность [1],
а «фольклорные жанры служат паттернами принятых в русской культуре
коммуникативных практик» [2].
Наша задача — аналитическое описание текстов разных фольклорных жанров, целью
которого является выявление этих «коммуникативных паттернов».
Обращения и другие
номинации, в частности, самоопределение, служат показателем типа отношений,
который разыгрывается в акте коммуникации.
Моя гипотеза состоит в том, что локальный песенный репертуар предоставляет поющему определенный набор речевых стратегий. Номинации и обращения, наряду с другими прагматическими параметрами, в числе которых — риторико-стилистическая форма песен, помогают выявить и назвать эти стратегии. Рассмотрев с этой точки зрения корпус из 200 текстов необрядовых песен из Фольклорного архива СПбГУ, подготовленный в рамках работы над проектом, я пришла к выводу, что число речевых стратегий, которые могут быть реализованы в форме необрядовых песен, невелико.
В этом ключе будут рассмотрены три показательных примера из полевых записей СПбГУ последних лет. Критерием для отбора песен послужило наличие в них номинаций и обращений, а также ситуационного контекста записи, который делает возможным прагматический анализ их исполнения.
Литература:
Моя гипотеза состоит в том, что локальный песенный репертуар предоставляет поющему определенный набор речевых стратегий. Номинации и обращения, наряду с другими прагматическими параметрами, в числе которых — риторико-стилистическая форма песен, помогают выявить и назвать эти стратегии. Рассмотрев с этой точки зрения корпус из 200 текстов необрядовых песен из Фольклорного архива СПбГУ, подготовленный в рамках работы над проектом, я пришла к выводу, что число речевых стратегий, которые могут быть реализованы в форме необрядовых песен, невелико.
В этом ключе будут рассмотрены три показательных примера из полевых записей СПбГУ последних лет. Критерием для отбора песен послужило наличие в них номинаций и обращений, а также ситуационного контекста записи, который делает возможным прагматический анализ их исполнения.
Литература:
[1] Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. СПб.,
2004. С. 3—23.
[2] Мариничева Ю. Ю. Имя и обращение в устной
речи (аннотация к лекции, прочитанной 23.12.2013 на филологическом факультете
СПбГУ, прочитанной в рамках коллективного лекционного курса «Коммуникативные
конвенции устной речи» (Фольклор и фольклористика в СПбГУ: сайт. URL: http://folk.spbu.ru/Project/lectures/marinicheva.php (дата обращения — 23.01.2015).