Эмоции vs оценка
Лариса Александровна Пиотровская
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
184
2015-03-12
12:15 -
12:45
Ключевые слова, аннотация
В докладе обсуждается вопрос о соотношении эмотивных и оценочных компонентов значения в семантической
структуре эмотивных высказываний. Предлагается различать: 1) два типа отношений между эмоциями и оценкой: а) эмоции, основанные на оценке, связаны с оценкой причинными отношения; б) эмоции,
выполняющие функцию оценки, связаны с оценкой целевыми отношениями; 2) два типа оценки: первичную и вторичную; 3) два термина для обозначения эмотивных компонентов значения: «собственно эмотивное значение» и «эмотивно-оценочное значение». Алгоритм их анализа иллюстрируется на материале русского языка.
Тезисы
В докладе
обсуждается вопрос о соотношении эмотивных и оценочных компонентов значения в
семантической структуре высказывания как минимальной коммуникативной единицы.
Объектом анализа являются эмотивные высказывания – высказывания, в
коммуникативной задаче которых доминирует намерение субъекта речи выразить свои
эмоции.
В психологии
положение о взаимосвязи эмоции и оценки является общепринятым. В то же время отмечается,
что эмоции либо основаны на оценке, либо выполняют функцию оценки.
На этом
основании можно сделать вывод о необходимости различать два типа отношений
между этими феноменами: 1) эмоции, основанные на оценке, связаны с оценкой
причинными отношения; 2) эмоции, выполняющие функцию оценки, связаны с
оценкой целевыми отношениями.
Поскольку эмоции
связаны с этапом «первовидения» объекта (Е. Ю. Артемьева), то оценка,
вызывающая эмоции, нерасчлененная. Эта оценка ретроспективна по отношению к
эмоциям и объясняет причину возникновения определенной эмоции. Оценка же,
которая связана с эмоциями целевыми отношениями, проспективна по отношению к
эмоциям и дает ответ на вопрос, для чего субъект речи выражает свои эмоции. Из
этого следует тезис о наличии двух типов оценки – первичной и вторичной. Иначе
говоря, эмоции, связанные с первичной оценкой, выражаются потому,
что им предшествовала оценка; тогда как эмоции, связанные со вторичной
оценкой, выражаются для того, чтобы дать оценку какого-либо объекта, при
этом следует помнить, что объектом оценки, квалифицируемой нами как вторичная, может
быть только человек (Н. Д. Арутюнова). Поскольку всякая эмоция должна
быть чем-то вызвана, то всякая эмоция основана на оценке, т. е. всякая
эмоция связана с первичной оценкой чего-л. Однако не всякая эмоция выполняет
функцию оценки, т. е. не всякая эмоция связана со вторичной оценкой. Подтверждением
этого являются следующие термины, встречающиеся в лингвистических и психологических
исследованиях: направленные и ненаправленные эмоции (Г. П. Нещименко),
эмоциональное состояние и эмоциональное отношение.
С учетом этого
для корректного описания содержания эмотивных высказываний предлагаем
использовать два термина: «собственно эмотивное значение» (эмоция лишь основана
на общей, нерасчлененной оценке чего-л., т. е. связана только с первичной
оценкой) и «эмотивно-оценочное значение» (эмоция одновременно основана на
первичной оценке и выполняет функцию вторичной оценки).
Поскольку во внешней
речи эмотивное высказывание часто оказывается в одной синтагматической цепи с
высказываниями других коммуникативных типов, в которых раскрывается расчлененный
способ отражения того же фрагмента действительности (включая внутреннее
состояние субъекта речи), то анализ содержания соседних с эмотивным высказываний
(по нашим данным, в большинстве случаев такие высказывания постпозитивны по
отношению к эмотивному) позволит определить, какой вариант эмотивного значения
выражается в эмотивном высказывании. Если в высказывании, следующем за
эмотивным, дается лишь ответ на вопрос «Почему?», то содержание эмотивного
высказывания состоит в выражении эмоции, основанной на оценке, т. е. собственно
эмотивного значения. Если же в нем дается также ответ на вопрос «Чего говорящий
хочет достичь?», то в эмотивном высказывании выражено не только собственно
эмотивное значение, но и эмотивно-оценочное, которое коррелирует с эмоцией, выполняющей
функцию оценки, а значит, содержание таких эмотивных высказываний сложнее.
Если же
эмотивное высказывание употребляется автономно, для разграничения собственно
эмотивного и эмотивно-оценочного компонентов значения необходим детальный
анализ всей ситуации или достаточно широкого контекста.
В
заключение соотнесем предлагаемые лингвистические термины с двумя
психологическими: в эмотивных высказываниях, содержание которых состоит в
выражении собственно эмотивного значения, выражается эмоциональное
состояние субъекта речи; в высказываниях же с эмотивно-оценочным
компонентом значения выражается эмоциональное отношение субъекта
речи.