Узловые концепты дискурса дизайна
Наталья Юрьевна Романова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
164
2015-03-11
16:55 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Под дискурсом дизайна мы
понимаем сумму знаний, необходимую для дизайнерской деятельности, выраженную,
зафиксированную человечеством как вербально, так и с помощью других знаковых
систем. На основании анализа
текстов научных статей о дизайне были выделены лексемы, вербализирующие значимые для дизайна концепты. Система этих концептов определяет основные
положения дизайнерской деятельности, ее
смысл и сущность, взаимосвязь с родственными видами творчества и отличие от
них.
Тезисы
Под дискурсом дизайна мы
понимаем сумму знаний, необходимую для дизайнерской деятельности, выраженную,
зафиксированную человечеством как вербально, так и с помощью других знаковых
систем. Информация о дизайне
кодируется в общественном сознании в виде системы понятий, идей, теорий, знаний
об объектах, поведении объектов, способах их взаимодействия. Можно утверждать,
что дипломированные дизайнеры владеют дискурсом дизайна, то есть определенными
алгоритмами решения дизайнерских задач, а также научным стилем речи (в
письменной и устной форме, который обслуживает процессы получения и передачи
профессиональных знаний), и разговорным стилем, которым пользуются при решении
производственных задач.Опираясь на различные
типы текстов – журнальные, газетные, энциклопедические, научные статьи,
художественные тексты, справочники, а также интервью и устные рассказы о
дизайне, необходимо выявить универсальные особенности текстов о дизайне,
описать общую концептуальную структуру и основные стратегии дискурса дизайна.
Дискурс дизайна – особый тип дискурса, в котором можно выделить специфические
особенности в семантике лексем, содержании концептов и способах их экспликации.
дискурс дизайна
нужно рассматривать с точки зрения вербально выраженной ментальности,
мировосприятия, создающего особый мир. Концептуализация знания и стратегии
дискурса дизайна непосредственно связаны с глубинными структурами общеязыкового
мышления на русском языке. На основании
анализа текстов статей о дизайне были
выделены лексемы, вербализирующие значимые для дизайна концепты. Система этих концептов определяет основные
положения дизайнерской деятельности, ее
смысл и сущность, взаимосвязь с родственными видами творчества и отличие от
них. В систему ключевых, основополагающих понятий дизайна с их дефинициями
помимо определения термина «дизайн» входят: предмет и объекты дизайна,
основной метод дизайна, основные рабочие категории дизайна, типология
дизайн-деятельности, цель, функции и задачи дизайна, основополагающие принципы
и закономерности дизайна. Основной метод дизайна - художественно-образное
моделирование, которое реализуется посредством понятия «композиционное
формообразование в дизайне».
В основных рабочих
категориях дизайна («образ», «функция», «морфология», «технологическяформа» и
«эстетическая ценность») конкретизируется сущность художественно-образного
моделирования утилитарно-технической и социально-культурной сторон содержания
объектов дизайн-проектирования.
Существуют различные
виды дизайна - специфические формы специализации дизайнерской деятельности,
отличающиеся предметом проектирования и областью приложения профессиональных
знаний, целями и методами проектной работы и ее конечными результатами, но независимо от специфики
вида дизайна, все они имеют общую основу – синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных
на улучшение условий существования человека, в целостной эстетически
совершенной форме. Центральной проблемой
дизайна является создание культурно и антропосообразного предметного мира,
эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для
дизайна – это использование наряду с инженерно-техническими и
естественно-научными знаниями средств гуманитарных дисциплин – философии,
культурологии, социологии, психологии, семиотики. Все эти знания интегрируются
в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на
образное, художественное мышление.Анализ научных статей о
природе дизайнерской деятельности, новых парадигмах дизайнерской практики,
исследованиях в области дизайна, взаимодействии дизайнера и потребителя показал,
что наиболее близок дискурсу дизайна искусствоведческий дискурс. Узловые концепты, единые
для всего искусствоведческого дискурса, составляют пять концептуальных
областей: человек, артефакты, бытие, природа, эстетика. В дискурсе дизайна
важнейшие концепты трансформируются: человек превращается в потребителя, заказчика, покупателя, а бытие
- в быт.