Созидательное речевое воздействие как фактор развития субъектности
Влада Валерьевна Нохрина
Докладчик
соискатель
Институт языкознания РАН
Институт языкознания РАН
184
2015-03-12
13:45 -
14:15
Ключевые слова, аннотация
Вопрос речевого воздействия, как правило, сводится к
обсуждению манипулятивных техник воздействия на сознание слушателя с тем, чтобы
приобщить его к убеждениям говорящего, принудить к действию, необходимому
говорящему. Однако, поскольку воздействие
является одной из основных функций речи, но не всякое воздействие
манипулятивно, следует различать и созидательное речевое воздействие,
направленное на развитие личности слушающего, его способности к рефлексии,
ответственности — его субъектности.
Тезисы
В настоящее время существует довольно большое количество литературы, посвященной речевому воздействию. Однако обсуждается, как правило, манипулятивное воздействие на сознание слушателя с тем, чтобы приобщить его к убеждениям говорящего, принудить к действию, необходимому говорящему. Все это применимо к
политическому дискурсу, публичным выступлениям, рекламе, судебному дискурсу, в то время как речевому воздействию в психотерапевтическом, педагогическом и других видах дискурса, направленных на развитие личности слушающего, уделяется незначительное внимание.
Самым заметным источником по теме созидательного воздействия речи можно назвать книгу «Дом колдуньи» И. Черепановой, в которой раскрывается метод вербальной мифологизации личности, предполагающий тренинговую работу в группе и создание индивидуального мифа каждым участником тренинга. Также изучены интенции в психотерапевтическом дискурсе (Кириллова Е. И.). Однако, что касается речи как инструмента созидательного воздействия на другого человека в межличностной коммуникации и конкретных единиц такого воздействия, тема эта не раскрыта, несмотря на ее огромный потенциал – человека окружает огромное множество бытовых деструктивных и профессиональных манипулятивных речевых воздействий, а созидательные часто бывают случайными и стихийными. Есть мнение, что речевого воздействия в интересах слушающего быть не может. Изучение созидательного речевого воздействия поможет обеспечить экологию общения, где создаются не комплексы и подсознательные барьеры, а активизируется саморефлексия и стремление к развитию, личная ответственность за собственные решения - субъектность.
Созидательным речевым воздействием мы называем такое воздействие на сознание слушающего, которое провоцирует его на размышления о том, как он принимает самостоятельные решения, чего он сам хочет от собственной жизни и т.п., т.е. инициирует рефлексию по поводу собственной жизни слушающего, формирует его субъектность. Под субъектностью понимается ответственность за свою жизнь и принимаемые решения, осознанность. В психологии субъектность считается одним из атрибутов зрелой личности, однако ее развитие часто сопряжено с проблемами, связанными с большим количеством манипулятивного и деструктивного видов воздействия на самосознание личности, различными барьерами, возникающими в процессе формирования личности.
Поскольку созидательное речевое воздействие приобретает особенно важную роль в развитии личности, очевидна его значимость для родителей, педагогов, психологов, социальных работников. Однако этим сфера его применения не ограничивается, поскольку личность коммуникатора с высоко развитым самосознанием будет всегда стремиться воздействовать на окружающих созидательно.
Возможным методам и способам созидательного речевого воздействия и посвящена наша работа.
Самым заметным источником по теме созидательного воздействия речи можно назвать книгу «Дом колдуньи» И. Черепановой, в которой раскрывается метод вербальной мифологизации личности, предполагающий тренинговую работу в группе и создание индивидуального мифа каждым участником тренинга. Также изучены интенции в психотерапевтическом дискурсе (Кириллова Е. И.). Однако, что касается речи как инструмента созидательного воздействия на другого человека в межличностной коммуникации и конкретных единиц такого воздействия, тема эта не раскрыта, несмотря на ее огромный потенциал – человека окружает огромное множество бытовых деструктивных и профессиональных манипулятивных речевых воздействий, а созидательные часто бывают случайными и стихийными. Есть мнение, что речевого воздействия в интересах слушающего быть не может. Изучение созидательного речевого воздействия поможет обеспечить экологию общения, где создаются не комплексы и подсознательные барьеры, а активизируется саморефлексия и стремление к развитию, личная ответственность за собственные решения - субъектность.
Созидательным речевым воздействием мы называем такое воздействие на сознание слушающего, которое провоцирует его на размышления о том, как он принимает самостоятельные решения, чего он сам хочет от собственной жизни и т.п., т.е. инициирует рефлексию по поводу собственной жизни слушающего, формирует его субъектность. Под субъектностью понимается ответственность за свою жизнь и принимаемые решения, осознанность. В психологии субъектность считается одним из атрибутов зрелой личности, однако ее развитие часто сопряжено с проблемами, связанными с большим количеством манипулятивного и деструктивного видов воздействия на самосознание личности, различными барьерами, возникающими в процессе формирования личности.
Поскольку созидательное речевое воздействие приобретает особенно важную роль в развитии личности, очевидна его значимость для родителей, педагогов, психологов, социальных работников. Однако этим сфера его применения не ограничивается, поскольку личность коммуникатора с высоко развитым самосознанием будет всегда стремиться воздействовать на окружающих созидательно.
Возможным методам и способам созидательного речевого воздействия и посвящена наша работа.