А. П. Чехов и «малая пресса»: повествование, коммуникация, читатель
Ксения Сергеевна Оверина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2015-03-13
16:25 -
16:45
Ключевые слова, аннотация
Ранняя проза Чехова при
всем своем разнообразии обладает очевидным единством, во многом обусловленным
тем, что она развивалась в контексте массовой литературы. Независимо от того,
какие жанр и форма были выбраны автором, его внимание всегда сосредоточено на
фигуре адресата. В связи с этим сюжет появляется даже у произведений, в которых
не рассказывается никакой истории. Можно
сформулировать его как сюжет прочтения,
понимания, развернутого
диалога текста и читателя. Организует такой сюжет событие, перенесенное из
изображаемого мира на границу фикционального и реального.
Тезисы
Вопрос об особенностях повествования
в ранних текстах А.П. Чехова охватывает достаточно широкий спектр
теоретических и историко-литературных проблем. Сложность ситуации заключается в
необычном положении писателя, чьи произведения сыграли серьезную роль в
развитии как классической, так и массовой русской литературы.
Важно и другое: статус и
облик массовой литературы рубежа веков представляются не слишком ясными. Только
в последние десятилетия XIX века в России формируется то, что можно назвать
популярной литературой, – и связано это, безусловно, с ростом числа читателей.
Ситуация, сложившаяся
вокруг массовой литературы рубежа веков, обусловила максимальное сближение конкретного
автора и конкретного читателя, что повлияло и на характер соотношения других
повествовательных инстанций. Реципиент оказался не просто «получателем
информации», в воображении которого складывается образ автора и его
художественного метода на основе прочитанной литературы. То, что публика желала
получить от текста, являлось не столько «горизонтом ожидания», сколько
своеобразным «заказом». Граница между творцом и аудиторией была проницаемой:
читатель мог формировать для себя личный «канон», выбирая подходящее издание,
любимые жанры, сюжетные линии и авторов. Кроме того, в русской массовой
литературе этого периода зачастую не было четкого различия между фикциональным
текстом и документалистикой.
Будучи сотрудником «малой
прессы», Чехов не мог не учитывать правила построения популярных текстов и вкусы
аудитории. Ощущение общеизвестного,
необходимое для привлечения читателя, возникало у Чехова и в рамках
художественного мира, и на уровне
повествования. Сюжет строился на основе знакомых читателю исторического и
культурного контекстов, а повествователь, чье присутствие в тексте ощущалось
читателем в качестве «авторского», воспринимался как фигура близкая. Такая структура допускала свободное перемещение
между двумя этими уровнями, что, безусловно, сказывалось и на стиле,
рождая всевозможные типы пересечения слова героя и слова повествователя.
Однако, несмотря ни на
что, ранняя проза Чехова при всем своем разнообразии обладает очевидным
единством. Так, «мелочишка» и повествовательный текст могут иметь больше
общего, чем это может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что
«мелочишка» лишена фабулы в классическом ее понимании, в ней ярко себя
проявляет характерный для ранней прозы Чехова субъективный повествователь. А в
повествовательных текстах может быть ослаблена фабульная составляющая и эпизоды
могут соединяться почти без перехода, простым соположением, либо переход от
одного эпизода к другому может быть мотивирован лишь формально.
Тем не менее, независимо
от того, какие жанр и форма выбирались автором, его внимание всегда было сосредоточено
на фигуре адресата. В связи с этим сюжет появляется даже у произведений, в которых
не рассказывается никакой истории (в так называемых «мелочишках»: списках,
каламбурах, подписях к рисункам). Можно
сформулировать его как сюжет прочтения,
понимания, развернутого
диалога текста и читателя. Организует такой сюжет событие, перенесенное из
изображаемого мира на границу фикционального и реального.
Подобная
коммуникативность оказывается актуальной именно для популярной литературы
благодаря сочетанию в ней таких особенностей, как злободневность и
консервативность. Свежесть задействованного в тексте материала, как ни странно,
не приводит к бесконечному разрастанию интерпретаций – они регулируются
устойчивыми формальными элементами и тяготением массовых текстов к
«фотографичности», «статике».