Актуальные семантические типы предложений при продуцировании текста-описания инфографики (на материале телевизионных видеограмм)
Ирина Александровна Гончар
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2015-03-12
15:20 -
15:35
Ключевые слова, аннотация
Вербализация инфографики
(видеограмм «Россия в цифрах», «Мир в цифрах») как текстов особой знаковой
системы (иконической, конвенциональной), в основе которых заложена информация о
количественной характеристике того или иного социально, политически,
экономически значимого объекта, происходит при активном использовании
определенных семантических типов предложений. Статья посвящена выявлению этих
типов.
Тезисы
1. Полноценное понимание
механизмов текстообразования невозможно без анализа семантической организации
текста, а также анализа языковых средств, участвующих в её реализации.
2. Понимая текстообразование, с
одной стороны, как линейную
упорядоченность текста, как переход от одного предложения к другому, мы должны
обратить особое внимание и на механизмы, направляющие текст как систему.
3. К актуальным базовым текстообразующим
семантическим типам предложений, направляющим текст-описание инфографики следует отнести
следующие:
– социально / политически / экономически
значимый объект и его величина /
размер / количество / объём;
–
социально / политически / экономически значимый объект и абсолютное изменение
его величины / размера / количества / объёма во времени;
–
социально / политически / экономически значимый объект и его величина / размер / количество / объём в сопоставлении с другим аналогичным
объектом.
4. В зависимости от интенции
говорящего, языковая объективация инфографики может приводить к порождению
разного типа текстов, однако перечисленные семантические модели, характерные
для текста-описания инфографики,
составляют тот минимальный инвариантный модуль, который усложняется при порождении производных
текстов других жанров на той же
иконографической базе.