Формы рецепции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в рассказе Ю. В. Буйды «Века Авраама и стад его»
Татьяна Геннадьевна Прохорова
Докладчик
профессор
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
188
2015-03-13
14:10 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуются различные формы рецепции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в рассказе современного писателя Ю. В. Буйды «Века Авраама и стад его» из цикла «Осорьинские хроники». Выявляются связи с романом Достоевского: на уровне сюжета, характерологии, интертекста, прямых и косвенных цитат, в форме литературной и культурфилософской рефлекции героя — ученого-слависта, специалиста по творчеству Достоевского. Одновременно проясняется метатекстуальность прозы Ю. Буйды.
Тезисы
Диалогические связи с творчеством Ф. М. Достоевского проявляются во многих произведениях Ю. В. Буйды. Особенно показателен в этом плане его цикл рассказов "Осорьинские хроники", где они проявляют себя и через актуализацию проблематики, характерной для прозы Достоевского, и через обращение к определенным типам героев, через сквозные мотивы, аллюзии, реминисценции, воссоздание самого образа писателя, рефлексию героев над его произведениями.
Цель исследования — выявление характера рецепции романа Достоевского "Преступление и наказание" в рассказе Буйды "Века Авраама и стад его". Рассказ, в заглавие которого вынесена цитата из романа "Преступление и наказание", завершает "Осорьинские хроники" и одновременно замыкает тот внутренний сюжет, связанный с творчеством Достоевского, который проходит через весь цикл.
В рассказе актуализируются тема преступления и наказания, проблема цели и средств ее достижения, вины и ответственности, идея целого и трагедия ее утраты. Поскольку главный герой рассказа Буйды является специалистом по творчеству Достоевского, в своей рефлексии он дает философское осмысление его прозы. Одновременно автор ставит своего героя в ситуацию Раскольникова, совершившего преступление под влиянием идеи-страсти. Диалог с Достоевским проявляет себя через интертекст, а также прямое цитирование романа "Преступление и наказание". Рецепция Достоевского сопровождается у Буйды не только литературной рефлексией , но и метарефлексией и исторической рефлексией, осложняется философской рецепцией опыта экзистенциализма.
Цель исследования — выявление характера рецепции романа Достоевского "Преступление и наказание" в рассказе Буйды "Века Авраама и стад его". Рассказ, в заглавие которого вынесена цитата из романа "Преступление и наказание", завершает "Осорьинские хроники" и одновременно замыкает тот внутренний сюжет, связанный с творчеством Достоевского, который проходит через весь цикл.
В рассказе актуализируются тема преступления и наказания, проблема цели и средств ее достижения, вины и ответственности, идея целого и трагедия ее утраты. Поскольку главный герой рассказа Буйды является специалистом по творчеству Достоевского, в своей рефлексии он дает философское осмысление его прозы. Одновременно автор ставит своего героя в ситуацию Раскольникова, совершившего преступление под влиянием идеи-страсти. Диалог с Достоевским проявляет себя через интертекст, а также прямое цитирование романа "Преступление и наказание". Рецепция Достоевского сопровождается у Буйды не только литературной рефлексией , но и метарефлексией и исторической рефлексией, осложняется философской рецепцией опыта экзистенциализма.