Воспоминания о детстве: особенности жанра в аспекте возрастных различий рассказчиков
Ольга Петровна Кормазина
Докладчик
доцент
Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет
184
2015-03-13
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен выявлению специфики речевого жанра «воспоминание», обусловленной возрастными различиями рассказчиков. Материалом для наблюдения послужили тексты рассказов-воспоминаний о детстве информантов, представляющих две возрастные группы: молодежь и старшее поколение. Исследование проводится посредством характеристики диктумного содержания текстов воспоминаний, а также их модусного значения.
Тезисы
Одной из актуальных задач
современного жанроведения является многоаспектное описание отдельных речевых
жанров. Неоднократно оказывался в центре внимания лингвистов и жанр воспоминания,
традиционно описываемый на материале речи носителей диалектов (например, в
работах Т.А. Демешкиной, Л.Г. Гынгазовой, Н.В. Лагуты, Я.В. Мызниковой и др.). Под
воспоминанием понимается мысленное или устное «воспроизведение локализованных
во времени и пространстве образов прошлого»; при этом воспоминания о значимых
для личности событиях, предметах и лицах обычно сопровождаются эмоциональными
переживаниями, что определяет значимость для данного жанра категории оценки. Объектом
исследования в настоящей статье являются воспоминания о детстве.
Материалом для данного исследования послужили записи устных рассказов-воспоминаний жителей Приморского края, представляющих две возрастные группы: молодежь (16 – 30 лет) и старшее поколение (55 – 85 лет). Анализ записанных рассказов проводился в семантическом аспекте, в качестве ключевых использованы понятия «диктум» и «модус».
Как известно, диктум обозначает событийную рамку высказывания, в нем представлена объективная информация о событии, тогда как модус передает отношение говорящего к содержанию высказывания, его интерпретацию данного события. В ходе анализа текстов рассказов-воспоминаний о детстве мы обратили внимание на сходство их диктумного содержания (независимо от возраста), что позволило выделить несколько наиболее общих тематических групп: «Игры в детстве», «Школа», «Взаимоотношения братьев и сестер», «Взаимоотношения с другими детьми», «Семейные события». Однако некоторые темы оказываются специфичными только для одной из исследуемых групп: так, для рассказов-воспоминаний молодежи характерна тема «Детский сад», а для старшего поколения – темы «Традиции», «Образ жизни», «Бабушки и дедушки», «Еда», «Предметы быта».
Несмотря на сходство диктумного содержания, воспоминания о детстве молодых людей и представителей старшего поколения различаются между собой в модусном значении – в частности, за счет различного проявления оценочности.
Во-первых, данное различие заключается в оценке сходных фактов или событий в рассказах старших и младших информантов. Сравним, например, фрагменты рассказов-воспоминаний двух информантов 25 и 60 лет (тема «Школа», диктумное содержание – «моя школьная учительница»):
25 лет: Ну она молодая была и вообще какая-то заполошная/ у нас на уроках вообще по-моему каждый занимался чем хочет// На нее не реагировали//
60 лет: По литературе у нас Татьяна Игоревна была/ молоденькая такая/ хорошенькая/ очень красиво одевалась// Она как подруга нам была//
Один и тот же факт – молодость учителя – представители разных поколений оценивают по-разному: молодежь – отрицательно (молодость как недостаток, признак неопытности и некомпетентности), старшее поколение – положительно (молодая учительница как подруга).
Во-вторых, воспоминания информантов старшего поколения часто завершаются обобщающим выводом, как правило, представляющим собой противопоставление «раньше» (с положительной оценкой) – «теперь» (с отрицательной оценкой). Например: Вот такое у нас было детство/ не то что вы сейчас/ растёте// Не знаете как постирать; А как мы купались! Если б ты видела как я ныряла с берега…/ А щас куда нырнёшь-то? Всё загажено кругом…//.
В-третьих, характерной особенностью воспоминаний о детстве информантов старшего поколения является совмещение отрицательной оценки описываемых событий и общего положительного вывода: Помню одевались/ пацаны все в ба́тьковых старых телогрейках/ драных/ но всё равно мы были счастливые советские дети (отрицательная оценка: в старых телогрейках/ драных – общий положительный вывод: но всё равно мы были счастливые советские дети).
Таким образом, в аспекте семантики воспоминания о детстве имеют ряд общих особенностей, однако при этом наблюдаются и определенные специфические черты, обусловленные возрастными различиями информантов.
Материалом для данного исследования послужили записи устных рассказов-воспоминаний жителей Приморского края, представляющих две возрастные группы: молодежь (16 – 30 лет) и старшее поколение (55 – 85 лет). Анализ записанных рассказов проводился в семантическом аспекте, в качестве ключевых использованы понятия «диктум» и «модус».
Как известно, диктум обозначает событийную рамку высказывания, в нем представлена объективная информация о событии, тогда как модус передает отношение говорящего к содержанию высказывания, его интерпретацию данного события. В ходе анализа текстов рассказов-воспоминаний о детстве мы обратили внимание на сходство их диктумного содержания (независимо от возраста), что позволило выделить несколько наиболее общих тематических групп: «Игры в детстве», «Школа», «Взаимоотношения братьев и сестер», «Взаимоотношения с другими детьми», «Семейные события». Однако некоторые темы оказываются специфичными только для одной из исследуемых групп: так, для рассказов-воспоминаний молодежи характерна тема «Детский сад», а для старшего поколения – темы «Традиции», «Образ жизни», «Бабушки и дедушки», «Еда», «Предметы быта».
Несмотря на сходство диктумного содержания, воспоминания о детстве молодых людей и представителей старшего поколения различаются между собой в модусном значении – в частности, за счет различного проявления оценочности.
Во-первых, данное различие заключается в оценке сходных фактов или событий в рассказах старших и младших информантов. Сравним, например, фрагменты рассказов-воспоминаний двух информантов 25 и 60 лет (тема «Школа», диктумное содержание – «моя школьная учительница»):
25 лет: Ну она молодая была и вообще какая-то заполошная/ у нас на уроках вообще по-моему каждый занимался чем хочет// На нее не реагировали//
60 лет: По литературе у нас Татьяна Игоревна была/ молоденькая такая/ хорошенькая/ очень красиво одевалась// Она как подруга нам была//
Один и тот же факт – молодость учителя – представители разных поколений оценивают по-разному: молодежь – отрицательно (молодость как недостаток, признак неопытности и некомпетентности), старшее поколение – положительно (молодая учительница как подруга).
Во-вторых, воспоминания информантов старшего поколения часто завершаются обобщающим выводом, как правило, представляющим собой противопоставление «раньше» (с положительной оценкой) – «теперь» (с отрицательной оценкой). Например: Вот такое у нас было детство/ не то что вы сейчас/ растёте// Не знаете как постирать; А как мы купались! Если б ты видела как я ныряла с берега…/ А щас куда нырнёшь-то? Всё загажено кругом…//.
В-третьих, характерной особенностью воспоминаний о детстве информантов старшего поколения является совмещение отрицательной оценки описываемых событий и общего положительного вывода: Помню одевались/ пацаны все в ба́тьковых старых телогрейках/ драных/ но всё равно мы были счастливые советские дети (отрицательная оценка: в старых телогрейках/ драных – общий положительный вывод: но всё равно мы были счастливые советские дети).
Таким образом, в аспекте семантики воспоминания о детстве имеют ряд общих особенностей, однако при этом наблюдаются и определенные специфические черты, обусловленные возрастными различиями информантов.