44th International Philological Research Conference

Управление реальностью: имена в ритуальной речи (севернорусское «Виноградье»)

Инна Сергеевна Веселова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2015-03-12
12:20 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

«Виноградья» — ритуальные песни с припевом «Виноградье, красно-зеленое», исполняемые на Русском Севере коллективно во время обходных святочных обрядов, на свадьбе и окказионально. При исполнении фольклорного произведения исполнитель и аудитория сосуществуют в нескольких реальностях: физической реальности исполнения и виртуальной реальности фольклорного произведения. Фольклорные жанры, имеющие ритуальное значение, предполагают умение исполнителя соединять реальный и виртуальный миры в целях изменения первого. Одним из приемов подобного воздействия является использование личных имен.

Тезисы

«Виноградья» – ритуальные песни с припевом «Виноградье, красно-зеленое», исполняемые на Русском Севере коллективно во время обходных святочных обрядов, на свадьбе и окказионально (Бернштам, Лапин 2009, 239). Виноградья поют в качестве благопожеланий хозяевам во время святочных колядований: виноградья описывают процветающий «двор» хозяина с плодящимся скотом и полными закромами. С другой стороны, виноградьями припевают парня – девке и наоборот в качестве «коллективного одобрения» их отношений. Кроме того, виноградье может быть спето бездетной семейной паре для решения их проблемы. То есть случаи, при которых можно спеть «Виноградье», разнообразны, но общим остается припев и называние персонажей песни личными именами тех, кому она обращена.
В ходе исполнения фольклорного произведения определенного жанра исполнитель и аудитория осуществляют специфически организованную коммуникацию, заданную семантическими и прагматическими параметрами жанра. Жанр фольклорного произведения, по Б.Н. Путилову, представляет собой «исторически сложившуюся и реализуемую в конкретных произведениях систему содержательных, собственно поэтических, функциональных и исполнительских принципов, норм, стереотипов, за которыми стоят выработанные коллективным опытом представления, отношения, связи с теми или иными сферами действительности, социальными институтами, бытом» (Путилов 2003, 167). Таким образом, коммуникативные компетенции исполнителя/ей и аудитории позволяют им осуществить речевой акт и достигнуть коммуникативных целей при помощи исполняемого фольклорного произведения. В понятие коммуникативных параметров жанра включены статусные характеристики участников (это существенное дополнение обусловлено тем, что право на исполнение и слушание фольклорного текста задано традицией), специфические время и место и т.д. Фольклорный перформанс предопределен общим знанием коммуникативных конвенций жанра исполнителя и слушателей.
Как отмечала в своих работах Н.М. Герасимова, при исполнении фольклорного произведения исполнитель и аудитория сосуществуют в нескольких реальностях: физической реальности исполнения и виртуальной реальности фольклорного произведения. Создаваемая при помощи фольклорной топики реальность представляет собой особый мир со своим устройством и законами (временем, местом, персонажами и их отношениями). Часть фольклорных жанров, имеющих ритуальное или магическое значение, предполагает умение исполнителя соединять реальные и виртуальные миры в целях изменения первых. Одним из приемов подобного соединения и взаимодействия является использование личных имен участников коммуникации и различных форм их номинации. Таким образом, исполнение"Виноградья" становится коллективным действием по "улучшению" реальности, а жанровые конвенции своего рода коллективным договором, который и будет описан в докладе.