Античный код в университетском романе Донны Тартт «Тайная история»
Ольга Юрьевна Анцыферова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
201
2015-03-12
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Изучаются функции античных аллюзий в романе
современной американской писательницы Донны Тартт «Тайная история» (1992). Основанная на матрице университетского романа, «Тайная история» включает элементы массовой
литературы и структурообразующее влияние
античной культуры. Античность выполняет в романе эскейпистскую и
сюжетообразующую функции; романные нарративные стратегии можно сопоставить с
ролью хора в античной трагедии. Культурно-семиотический подход позволяет
функционально определить античность как особый
код, который «трансформирует самоосмысление» персонажей романа.
Тезисы
Университетская проза попала в число
интеллектуальных хитов последних десятилетий и заявила о себе как на
пространстве серьезной, так и массовой литературы. Заметным событием в
американской литературе начала 1990-х годов стал дебют писательницы Донны Тартт
(род. 1963) «Тайная история» (The Secret History, 1992), основанный на матрице университетского романа и включающий такие принципиально разнородные ряды, как
элементы массовой литературы (черты триллера и романа нуар) и
структурообразующее влияние античной культуры. Создавая свой вариант университетского романа,
Тартт извлекает максимум из традиционной замкнутости жанрового хронотопа. Она
сжимает его до мыслимых пределов и делает его, наряду со своеобразно
претворенными знаниями по классической филологии, почвой экзотического
преступления. Внутри замкнутого университетского микрокосма писательница
моделирует еще более закрытую ячейку — группу из шести
студентов-классиков, которых объединят и накрепко свяжут не только совместное
изучение античной литературы и преклонение перед ее преподавателем Джулианом
Морроу, но и совместно совершенное преступление (по сути — групповое
убийство), почвой для которого станет… погружение в античную культуру. Подобно античной трагедии,
в книге Тартт надо всем главенствует идея рока. высочайшее нравственное
напряжение, владеющее читателем, связано с бессознательным ожиданием: заявят ли о себе непреложные законы
человеческой нравственности, в частности, заповедь «Не убий», в этом
герметичном академическом мире и если заявят, то как. Именно эта роковая обреченность наблюдение за юными эстетами и
эллинофилами столь захватывающим.Античная культура как колыбель духовных богатств
западной цивилизации оказывается поразительно актуальной — многосторонне и
противоречиво актуальной. Преподавание античной культуры в американском
университете как сугубо элитарного артефакта и выстраиваемая в романе рецепция античности
заставляет очень серьезно задуматься о значении литературных канонов для
молодежи и для современной цивилизации в целом. Упоенность автора и героев
книги древнегреческой культурой в немалой степени способствует ее успеху.
Студенты настолько увлечены мифами и языческими ритуалами, что пытаются
воплотить их в жизнь. Сам роман вполне справедливо считают данью, отданной
Донной Тартт «Вакханкам» Еврипида. У Донны Тартт этот
характерный для американского культурного сознания идейно-тематический комплекс
(избранничество+эскейпизм) связывается с идеями эстетизма, с его
индифферентностью к морали, стремлением к острым ощущением и декадентским,
эстетским мировидением. Размышляя о функциях античных аллюзий в университетском
романе Донны Тартт, повествующем о странных и экзотических перипетиях студенческой
жизни в одном из вермонтских колледжей, приходишь к выводу, что античная
культура здесь вряд ли может
рассматриваться в качестве нравственного ориентира для героев. Натяжкой было бы
видеть в ней и особую призму, через которую студенты смотрят на самих себя и
окружающее, т.к. в их устремлениях прикоснуться к древности преобладают не
столько когнитивные, сколько гедонистические импульсы. Думается, гораздо вернее
и плодотворнее будет рассматривать эту проблему в культурологическом и
семиотическом плане, что позволит выдвинуть гипотезу о том, что античное
наследие, культурный текст античности функционирует в художественном мире
романа как код, как «новая система…
знаков, обладающих другой степенью авторитетности в данной культуре», благодаря
которой повествование об убийстве на кампусе «получает некую дополнительную
значимость» (Ю.М.Лотман). Студенты-герои романа Тартт, впитывая античные
тексты, не просто «приобщают сообщение к
уже имеющимся». Под их влиянием они испытывают свои судьбы на излом, занимаясь,
по сути, жизнетворчеством за гранью добра и зла. Моральный релятивизм их
«перекодировки» античности очень созвучен с общей трансгрессивностью культуры
на кризисном рубеже ХХ—ХХI веков.