Взаимоотношение категорий оценки и интенсивности в современном английском языке
Nadezhda Amirshoevna Shadrina
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Александра Игоревна Алешина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
12 -лабиринт
2015-03-12
12:10 -
12:25
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен проблеме взаимоотношения прагматических категорий оценки и интенсивности в современном английском языке, обусловленном наложением понятийных полей данных категорий. Другими факторами, на основе которых существует категориальное сродство оценки и интенсивности, является структурное, прагматическое и семантическое сходство, проявляющееся в общности лексических единиц, выполняемой ими функции и наличии общих семантических компонентов в ФСП обеих категорий. Общность оценки и интенсивности основывается также на их соотношении с понятийной категорией нормы.
Тезисы
Взаимоотношение семантических категорий может быть, прежде всего, обусловлено "селективным наложением понятийных сфер", а также существованием в пределах некоторого фрагмента языковой системы фиксированных комбинаций на разных уровнях, чем и характеризуются категории оценки и интенсивности современного английского языка. Стереотипные, фиксированные комбинации в этих категориях можно выделить на структурном, прагматическом, когнитивном и семантическом уровнях.
Общеизвестно, что обе категории используют для своей реализации одни и те же лексические единицы: " I suffer awfully" vs "I am awfully glad". При этом единицы совпадают только структурно вследствие процесса десемантизации. На прагматическом уровне обе категории относятся к разряду антропоцентричных, они содержат одни и те же компоненты: субъект оценки (субъект выражения интенсивности) - объект оценки (объект интенсификации) - основание оценки (нулевой показатель интенсивности). Основным условием функционирования обеих категорий является наличие субъективной значимости ценностного признака, выявляемого категорией оценки, количественного, градуального признака объекта, а также степень или мера этого признака, определяемых категорией интенсивности. И в том, и в другом случае функционирование категорий происходит в зависимости от картины мира, от шкалы ценностей, от существующих стереотипов и норм. Ценностная принадлежность объекта определяется на основе сравнения с ценностными моделями, она отражает соответствие или несоответствие ценностным критериям. В то же время, определение ценности объекта зависит от её соответствия субъективной модели норм и стандартов. На основании соотношения с нормативной моделью выделяется абсолютная и сравнительная оценка. Категория интенсивности также использует понятие нормы как представление о нейтральном, исходном, обычном. Норма для шкалы интенсивности является основным организующим началом, точкой отсчёта. Представление о норме необходимое условие для когниции, без него невозможна классификационная и оценочная деятельность.
На семантическом уровне взаимодействие категорий оценки и интенсивности современного английского языка проявляется в наличии семантики оценки в единицах функционально-семантическом поля интенсификации и семантики интенсивности в функционально-семантическом поле лексических единиц, реализующих категорию интенсивности. Функционально-семантическое поле интенсивности современного английского языка объёмно, на лексикографическом уровне оно выявляется при помощи разнообразных маркеров: "used to emphasize", "very", "extremely","greately, "utterly", "thoroughly", "immeasurably","intensely", объединённых интегрирующей семой. Вместе с тем, некоторые показатели этого поля имеют оценочные семы в лексико-семантической структуре, зафиксированной с словарях. Это позволяет выделить выделить два вида интенсифицирующих единиц: "интенсификаторы" - интенсифицирующие единицы, не имеющие в составе семантической структуры сем оценочности, и "интенсивы", которые эти семы имеют: "appalingly - very bad and unpleasant; "wonderfully - very well or to a very great degree". Оценочная семантика интенсивов сочетается в их семантической структуре с обязательным показателем интенсивности и может быть как положительной, так и отрицательной.
Аксиологические единицы как положительной, так и отрицательной семантики, реализующие категорию оценки, наряду с оценочной семантикой, могут иметь семы интенсивности, выраженные разными способами в их словарных дефинициях: "delightful - very pleasant", "horrible - very bad and unpleasant", "marvelous - extremely good, enjoyable", " miserable - extremely unpappy","preposterous - completely silly". Таким образом, категориальное пересечение понятийных полей оценки и интенсивности, основанное на их связи с понятийным полем нормы, на лингвистическом уровне проявляется в общности лексических показателей, а также в общности интегральных и дифференциальных семантических компонентов.
Общеизвестно, что обе категории используют для своей реализации одни и те же лексические единицы: " I suffer awfully" vs "I am awfully glad". При этом единицы совпадают только структурно вследствие процесса десемантизации. На прагматическом уровне обе категории относятся к разряду антропоцентричных, они содержат одни и те же компоненты: субъект оценки (субъект выражения интенсивности) - объект оценки (объект интенсификации) - основание оценки (нулевой показатель интенсивности). Основным условием функционирования обеих категорий является наличие субъективной значимости ценностного признака, выявляемого категорией оценки, количественного, градуального признака объекта, а также степень или мера этого признака, определяемых категорией интенсивности. И в том, и в другом случае функционирование категорий происходит в зависимости от картины мира, от шкалы ценностей, от существующих стереотипов и норм. Ценностная принадлежность объекта определяется на основе сравнения с ценностными моделями, она отражает соответствие или несоответствие ценностным критериям. В то же время, определение ценности объекта зависит от её соответствия субъективной модели норм и стандартов. На основании соотношения с нормативной моделью выделяется абсолютная и сравнительная оценка. Категория интенсивности также использует понятие нормы как представление о нейтральном, исходном, обычном. Норма для шкалы интенсивности является основным организующим началом, точкой отсчёта. Представление о норме необходимое условие для когниции, без него невозможна классификационная и оценочная деятельность.
На семантическом уровне взаимодействие категорий оценки и интенсивности современного английского языка проявляется в наличии семантики оценки в единицах функционально-семантическом поля интенсификации и семантики интенсивности в функционально-семантическом поле лексических единиц, реализующих категорию интенсивности. Функционально-семантическое поле интенсивности современного английского языка объёмно, на лексикографическом уровне оно выявляется при помощи разнообразных маркеров: "used to emphasize", "very", "extremely","greately, "utterly", "thoroughly", "immeasurably","intensely", объединённых интегрирующей семой. Вместе с тем, некоторые показатели этого поля имеют оценочные семы в лексико-семантической структуре, зафиксированной с словарях. Это позволяет выделить выделить два вида интенсифицирующих единиц: "интенсификаторы" - интенсифицирующие единицы, не имеющие в составе семантической структуры сем оценочности, и "интенсивы", которые эти семы имеют: "appalingly - very bad and unpleasant; "wonderfully - very well or to a very great degree". Оценочная семантика интенсивов сочетается в их семантической структуре с обязательным показателем интенсивности и может быть как положительной, так и отрицательной.
Аксиологические единицы как положительной, так и отрицательной семантики, реализующие категорию оценки, наряду с оценочной семантикой, могут иметь семы интенсивности, выраженные разными способами в их словарных дефинициях: "delightful - very pleasant", "horrible - very bad and unpleasant", "marvelous - extremely good, enjoyable", " miserable - extremely unpappy","preposterous - completely silly". Таким образом, категориальное пересечение понятийных полей оценки и интенсивности, основанное на их связи с понятийным полем нормы, на лингвистическом уровне проявляется в общности лексических показателей, а также в общности интегральных и дифференциальных семантических компонентов.