XLIII Международная филологическая научная конференция

Хроника Иоанна Зонары: проблема ритмической организации

Dmitriy Aleksandrovich Chernoglazov
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Греческий институт
2014-03-12
13:00 - 13:25

Ключевые слова, аннотация

Иоанн Зонара – выдающийся византийский писатель XII в., автор всемирной хроники. В настоящем докладе хроника анализируется с точки зрения ее ритмической структуры. Делается попытка показать, что Зонара последовательно соблюдает законы прозаического ритма и что это в значительной мере определяет методы его работы над источниками.

Тезисы

Иоанн Зонара – византийский государственный деятель и писатель первой половины XII в. Его «Сокращенная история» – всемирная хроника, охватывающая период от Сотворения мира до 1118 г.  Будучи почти полностью компилятивной, хроника все же является самобытным литературным памятником, отражающим идейные позиции и литературные пристрастия автора. Зонара не копирует тексты источников, как это делают многие другие хронисты, а подвергает их серьезной идеологической и стилистической переработке. В настоящем докладе делается попытка охарактеризовать ритмическую структуру хроники. Лингвистический и литературоведческий анализ этого текста проводился уже не раз, но с точки зрения ритмической организации его еще никто не изучал. Между тем, этот аспект исследования представляется весьма важным: законы прозаического ритма, не сформулированные ни в одном теоретическом трактате, сохраняли свое значение на протяжении всего византийского тысячелетия; на них в той или иной мере ориентировались все византийские интеллектуалы. Из текста хроники Зонары был выбран ряд отрывков, одни из которых написаны Зонарой самостоятельно, а другие восходят к нарративным источникам. Анализ ритмической организации этих отрывков приводит к следующим основным выводам. Во-первых, Зонара следует ритмическим законам крайне скрупулезно – процент «правильных» клаузул оказывается выше, даже чем в «Алексиаде» Анны Комнины и в истории Иоанна Киннама, не говоря уже о большинстве всемирных хроник; такие показатели характерны скорее не для историографии, а для эпидейктического красноречия. Во-вторых, стремление Зонары к ритмической стройности повествования определяет методы его работы над источниками: хронист сознательно правит их тексты таким образом, чтобы увеличить количество корректных клаузул.